Вернуться к другим статьям

Предпринимательская история как путь к изучению и формулировке задач предприятия

    

    Я час­то об­на­ру­жи­вал у кри­ти­ков на­шей на­уки то, что они хва­та­ют­ся за вто­рос­те­пен­ное: ос­во­ив лишь инст­ру­мен­та­рий на­шей ра­бо­ты, они по­ла­га­ют, что ес­ли они ра­зоб­ра­лись с кла­ви­ату­рой, то они со зна­ни­ем де­ла мо­гут су­дить о ре­зульта­тах, ко­то­рых с по­мощью этой кла­ви­ату­ры мож­но до­биться. Но это сов­сем не так. Ес­ли кто-то ду­ма­ет, что за­да­чи и дос­ти­же­ния предпринимателя сво­дят­ся иск­лю­чи­тельно к выработке чувст­ва не­пол­но­цен­нос­ти, стрем­ле­ния к пре­вос­ходст­ву и ком­пен­са­ции их раз­лич­ных форм, то он оши­ба­ет­ся.

    Мы ве­дем речь о изучении ли­ний и пу­тей внут­ри об­шир­ной об­лас­ти бизнеса, о том, что­бы на­учиться по­ни­мать слож­ные ме­ло­дии работоспособности предприятия, ко­то­рые зву­чат по­доб­но сим­фо­нии, со­чи­нен­ной ком­по­зи­то­ром. В этом смыс­ле каж­дое предприятие яв­ля­ет­ся твор­цом, ибо оно тво­рит неч­то из раз­лич­ных врож­ден­ных фак­то­ров и воз­мож­нос­тей. По этой при­чи­не кар­ти­на его бизнеса сос­тав­ля­ет единст­во.

    Этот те­зис - во­ро­та в бизнес, ее не­об­хо­ди­мая пред­по­сыл­ка. Мы не мог­ли бы до­биться ни­ка­ких пло­дот­вор­ных ре­зульта­тов в на­шей ра­бо­те, ес­ли бы не предс­тав­ля­ли се­бе жи­во, о чем го­во­рит нам каж­дое вы­ра­же­ние предпринимательской жиз­ни. И так­же ес­ли бы мы сби­лись с пу­ти в на­ших ис­сле­до­ва­ни­ях, то мог­ли бы об­на­ру­жить у предприятия два направления деятельности или больше, а мо­жет быть, ни од­ного. Ес­ли бы работоспособности предприятия не бы­ло свой­ст­вен­но единст­во, вся­кая по­пыт­ка до­биться яс­нос­ти в этом смыс­ле бы­ла бы бе­зус­лов­но об­ре­че­на. Здесь мы мо­жем опе­реться на сви­де­тельства ве­ли­ких пред­шест­вен­ни­ков, ко­то­рые, прав­да, не сов­сем точ­но трак­то­ва­ли бизнес, но в его по­ни­ма­нии уш­ли го­раз­до дальше мно­гих сов­ре­мен­ных ис­сле­до­ва­те­лей. По­жа­луй, дос­та­точ­но ука­зать на ут­верж­де­ние единст­ва целостности у Кан­та, при том, что тог­да и ре­чи не бы­ло о ка­ких-ли­бо бизнес ис­сле­до­ва­ни­ях. Ко­неч­но же, в на­уке су­щест­ву­ют нап­рав­ле­ния, ко­то­рые сом­не­ва­ют­ся в этом единст­ве и на­хо­дят внут­рен­нюю про­ти­во­ре­чи­вость целостности бо­лее убе­ди­тельной. Мы же по­ла­га­ем, что пра­вы те, кто ис­хо­дит из связ­но­го единст­ва целостности, а не ес­тест­вен­но-на­уч­ной зак­вас­ки фи­ло­со­фы, при­вык­шие вы­ры­вать от­дельные симп­то­мы из об­щей кар­ти­ны. По на­ше­му мне­нию, они по­доб­ны руководителю предприятия, ко­то­рый хо­чет по от­дельным но­там оце­нить пре­лесть всей ме­ло­дии. Зна­че­ние но­ты, ак­кор­да, так­та мо­жет быть по­ня­то, од­на­ко, из рас­смот­ре­ния их об­щей вза­имос­вя­зи, и сле­ду­ет сна­ча­ла восп­ри­нять ме­ло­дию ее единст­ве и уже на ос­но­ва­нии впе­чат­ле­ния о це­лом су­дить о част­нос­тях.

    Многим это мо­жет по­ка­заться стран­ным, но су­дить о чем-ли­бо мож­но не ина­че, как только по­няв сна­ча­ла це­лое и прос­ле­див еди­ную связь, про­ни­ка­ющую во все част­нос­ти. Эта связь, эта ли­ния дви­же­ния долж­на по­ка­зать нам работоспособность предприятия, в ко­то­рой нич­то не на­хо­дит­ся в сос­то­янии по­коя, в ко­то­рой вся­кий дви­жу­щий­ся эле­мент есть за­вер­ше­ние пред­шест­ву­юще­го дви­же­ния и на­ча­ло но­во­го. Это мож­но упо­до­бить ки­но­фильму, раз­вер­ты­ва­юще­му­ся пе­ред на­ши­ми гла­за­ми, ког­да каж­дая сце­на ста­но­вит­ся по­нят­ной только, ес­ли мы дер­жим в уме це­лое, ес­ли мы мыс­лен­но прос­ле­жи­ва­ем еди­ную ли­нию дви­же­ния и пы­та­ем­ся пре­ду­га­дать его фи­нал, ко­неч­ную его цель. где все схо­дит­ся вмес­те. По­эты прош­ло­го, соз­да­вая об­ра­зы лю­дей, дей­ст­во­ва­ли так, что уже в на­ча­ле, в пер­вом ак­те за­вя­зы­ва­лись ос­нов­ные ли­нии, ко­то­рые не­из­беж­но долж­ны бы­ли вес­ти к еди­но­му за­вер­ше­нию. Так­же и ве­ли­кие ком­по­зи­то­ры уже в пер­вых так­тах зак­ла­ды­ва­ли ос­но­ву смыс­ла всей сим­фо­нии Они-то и предс­та­ви­ли нам ис­тин­ную кар­ти­ну работоспособности предприятия.

    Вновь рожденное предприятие при­хо­дит в мир, на­де­лен­ный спо­соб­ностью к автоматическому реагированию на ситуацию и не­ко­то­рым чис­лом пот­реб­нос­тей. Очень ско­ро оно ста­но­вит­ся вы­нуж­дено под­чи­нять все свои дви­же­ния ка­кой-то ве­ду­щей идее; мы мо­жем очень об­ще вы­ра­зить ее, ког­да го­во­рим: са­мо­сох­ра­не­ние, стрем­ле­ние к пре­вос­ходст­ву, не­об­хо­ди­мость за­щи­ты; но под этим мы по­ни­ма­ем: речь идет преж­де все­го об оп­ре­де­лен­ном ша­ге, ко­то­рое новое предприятие дол­жно сде­лать. Его естественные си­лы натуральным об­ра­зом сле­ду­ют прин­ци­пу са­мо­сох­ра­не­ния, соз­да­ют воз­мож­нос­ти роста, ког­да наб­ра­сы­ва­ет­ся по­доб­ный жиз­нен­ный план, од­на­ко при этом зародившееся предприятие каж­дую ми­ну­ту фор­ми­ру­ет свои собст­вен­ные возможности в тес­ном кон­так­те со сво­им ок­ру­же­ни­ем. И это не слу­чай­ное раз­ви­тие со­бы­тий: оно вклю­че­но в политическую жизнь, ко­то­рая за­да­ет нап­рав­ля­ющие ли­нии, ко­то­рые, урав­но­ве­ши­ва­ясь в работоспособности предприятия, встра­ива­ют­ся в его жиз­нен­ные пла­ны и в его фор­ми­ро­ва­ние. Ес­ли тре­бу­ет­ся по­ня­тие для то­го, что­бы ори­ен­ти­ро­ваться от­но­си­тельно то­го, ку­да нап­рав­ле­но это дви­же­ние работоспособности, ска­жем, что оно стре­мит­ся к больше­му, к до­пол­не­нию, к уси­ле­нию, к мо­гу­щест­ву, так как все это обе­ща­ет предприятию не­ко­то­рую за­щи­щен­ность и поз­во­ля­ет из­бе­жать кру­ше­ния.

    Эта си­ту­ация соз­да­ет не­кий по­ря­док воз­рас­та­ния, свой­ст­вен­ный не только предприятию, но и все­му бизнесу в це­лом. Та­кой эф­фект (его мож­но наз­вать так­же не­удов­лет­во­рен­ностью) ока­зы­ва­ет не­отс­туп­ное дав­ле­ние и по­рож­да­ет нуж­ду в ком­пен­са­ции, в дос­ти­же­нии сос­то­яния по­коя, на­деж­нос­ти.

    Стремление предприятия, без сом­не­ния, нап­рав­лены к си­ту­ации, ко­то­рой под­чи­не­ны все его си­лы. И ес­ли под­верг­нуть это дви­же­ние вни­ма­тельно­му рас­смот­ре­нию, мы пой­мем, что про­ис­хо­дит неп­ре­рыв­ная ра­бо­та по фор­ми­ро­ва­нию единст­ва предприятия, стре­мя­щей­ся за­нять по­зи­цию по от­но­ше­нию к большим воп­ро­сам.

    Значит ли это, что мы все суть дви­же­ние и что на­ша жизнь долж­на быть по­ня­та только как дви­же­ние? Не бы­ло бы ни­ка­ко­го смыс­ла, ес­ли бы ка­кое-ни­будь рас­те­ние, зак­реп­лен­ное кор­ня­ми в зем­ле, име­ло цель. Ему не­че­го бы­ло бы с ней де­лать; та­кая зак­реп­лен­ность его ор­га­нов иск­лю­ча­ет ка­кую-ли­бо воз­мож­ность за­щи­ты или на­па­де­ния. Работоспособность мы на­хо­дим только у тех ор­га­нов, ко­то­рые на­хо­дят­ся в дви­же­нии. Са­мо со­бой ра­зу­ме­ющим­ся фак­том яв­ля­ет­ся то, что цент­ры ор­га­нов управления и выполнения внут­рен­не нас­только сли­ты, что мы мо­жем го­во­рить о бизнес ней­тральнос­ти. Дви­же­ния товара и услуг слу­жат то­му, что­бы вы­вес­ти его к не­кой бе­зо­пас­ной си­ту­ации, в ко­то­рой бы сох­ра­ня­лось единст­во предприятия; те­перь ста­но­вит­ся яс­но, что работоспособность есть план за­щи­ты и на­па­де­ния и как та­ко­вой под­чи­нен не­ко­ему Большому пла­ну, и что работоспособность ис­пы­ты­ва­ет при­нуж­де­ние со сто­ро­ны ор­га­нов власти, ко­то­рые все предс­тав­ля­ют со­бой час­тич­ные дви­же­ния. И все симп­то­мы долж­ны быть звеньями этой еди­ной ли­нии дей­ст­вий, ли­нии дви­же­ний, еди­ной целостности. Эта точ­ка зре­ния име­ет в нас­то­ящее вре­мя чрез­вы­чай­но важ­ное зна­че­ние для бизнес сообщества. Ра­зу­ме­ет­ся, тот, кто сом­не­ва­ет­ся в этих пред­по­сыл­ках или воз­ра­жа­ет про­тив них, вряд ли смо­жет дальше дви­нуться вмес­те с на­ми и по­нять, ка­кие вы­во­ды вы­те­ка­ют из этой точ­ки зре­ния в свя­зи с конк­рет­ны­ми фак­то­ра­ми работоспособности; он не пой­мет, о чем го­во­рит нам ка­кое-ли­бо дви­же­ние, скры­ва­юще­еся в симп­то­ме, предс­тав­ля­ющее со­бой факт работоспособности в ее це­лост­нос­ти.

    Смысл симп­то­ма ста­но­вит­ся нам ясен тог­да, ког­да мы по­ни­ма­ем его вклю­чен­ность в це­лое, ког­да мы рас­смат­ри­ва­ем конк­рет­ную работоспособность как часть предприятия, как за­вер­ше­ние пред­шест­ву­юще­го и на­ча­ло пос­ле­ду­юще­го дви­же­ний. От­сю­да с не­об­хо­ди­мостью мы при­хо­дим к вы­во­ду: все, что мы мо­жем наб­лю­дать в работоспособности предприятия, есть под­го­тов­ка к дальней­ше­му дви­же­нию.

    Можно сфор­му­ли­ро­вать сле­ду­ющую об­щую ре­ко­мен­да­цию: во всех яв­ле­ни­ях работоспособности на­ли­чест­ву­ют тен­ден­ции, и ес­ли мы хо­тим их по­нять, мы долж­ны стре­миться к изучению их це­ли. Лю­бые ха­рак­те­рис­ти­ки мо­гут иметь раз­лич­ный смысл; у раз­лич­ных предприятий и при раз­лич­ной нап­рав­лен­нос­ти они час­то не­сут в се­бе со­вер­шен­но раз­лич­ные тен­ден­ции. И ес­ли мы про­дол­жим дви­гаться по это­му пу­ти, то долж­ны бу­дем приз­нать, что не су­щест­ву­ет ни­ка­ких ус­той­чи­вых ха­рак­те­рис­тик, и сле­ду­ет вес­ти речь об ап­па­ра­те дос­ти­же­ния бе­зо­пас­нос­ти как ис­точ­ни­ке тен­ден­ций. Мож­но вспом­нить, нап­ри­мер, руководителей предприятий, ко­то­рые боятся действовать самостоятельно, что поз­во­ли­ло бы им пре­одо­леть этот страх. Наб­лю­дая за детьми, ис­пы­ты­ва­ющи­ми по­доб­ный страх, мы пос­то­ян­но об­на­ру­жи­ва­ем, что за этим стра­хом сто­ит не­кая тен­ден­ция, так что не при­хо­дит­ся го­во­рить о стра­хе в при­выч­ном смыс­ле. Та­кие де­ти час­то зо­вут на по­мощь, ибо это поз­во­ля­ет им прий­ти в соп­ри­кос­но­ве­ние с дру­ги­ми людьми. Уда­лив­шись от ма­те­ри, ре­бе­нок на­чи­на­ет кри­чать от стра­ха, и не хо­чет ид­ти ни с кем дру­гим. Из всех этих си­ту­аций вы­рас­та­ет неч­то, что поз­во­ля­ет нам луч­ше и от­чет­ли­вее предс­та­вить се­бе кар­ти­ну це­ло­го, чем ес­ли бы мы пы­та­лись по­нять изо­ли­ро­ван­ный смысл от­дельных яв­ле­ний. По­пы­та­юсь по­ка­зать это с по­мощью од­но­го до­вольно слож­но­го при­ме­ра.

    Если мы те­перь сно­ва об­ра­тим­ся к на­шей глав­ной те­ме, то, бе­зус­лов­но, уже не смо­жем обой­тись без этих пред­по­сы­лок и долж­ны бу­дем конс­та­ти­ро­вать, что все ха­рак­те­рис­ти­ки не­за­ви­си­мо от то­го, как мы их на­зы­ва­ем, всег­да не­сут в се­бе тен­ден­цию, всег­да стре­мят­ся приб­ли­зиться к не­кой еди­ной це­ли. Од­на­ко очень ско­ро при бо­лее ши­ро­ком под­хо­де мы столк­нем­ся с тем, что эти ха­рак­те­рис­ти­ки от­нюдь не пря­мо­ли­ней­ны; здесь об­на­ру­жи­ва­ют­ся при­ме­ча­тельные раз­ли­чия, ню­ан­сы, ко­то­рые су­щест­вен­но кор­рек­ти­ру­ют на­ши суж­де­ния. Но рас­смот­ре­нию част­нос­тей долж­но пред­шест­во­вать изучение це­лост­ной дра­мы жиз­ни предприятия. Мы ви­дим, нап­ри­мер, что одно пря­мо­ли­ней­но дви­жет­ся к сво­ей це­ли, поч­ти не отк­ло­ня­ясь от сво­его пу­ти, в то вре­мя как другое для то­го, что­бы приб­ли­зиться к ней, пред­по­чи­та­ет окольные пу­ти там, где руководитель пред­чувст­ву­ет столк­но­ве­ние с труд­нос­тя­ми, а тре­тий предп­ри­ни­ма­ет столь длин­ный об­ход­ной ма­невр, что во­об­ще не дос­ти­га­ет же­лан­но­го кон­ца.

    Таким об­ра­зом, фор­ми­ру­ет­ся до­вольно яс­ная кар­ти­на яд­ра целостности конк­рет­но­го предприятия. Но эти ли­нии по­ве­де­ния да­ле­ко не слу­чай­ны. Мы не бу­дем ус­по­ка­иваться на том, что один не па­су­ет пе­ред труд­ны­ми за­да­ча­ми и це­ле­уст­рем­лен­но рвет­ся к же­лан­ной це­ли, а, ска­жем, тре­тий те­ря­ет об­щую за­да­чу из ви­ду, при­ду­мы­вая се­бе бес­ко­неч­ные про­ме­жу­точ­ные фи­ни­ши; бу­дет спра­вед­ли­вым пред­по­ло­жить, что та­кие фор­мы жиз­ни долж­ны иметь свои кор­ни в прош­лом, в пре­дыс­то­рии и что здесь не мо­жет быть ни­ка­кой слу­чай­нос­ти, а нап­ро­тив мы име­ем де­ло с частью жиз­нен­но­го пла­на, частью, ос­но­ва ко­то­рой бы­ла за­ло­же­на с са­мо­го на­ча­ла. Эту кар­ти­ну лож­но­го дви­же­ния мы сно­ва и сно­ва мо­жем наб­лю­дать так­же и в дру­гих от­но­ше­ни­ях у тех же лю­дей.

    Не слиш­ком ли это сме­лые вы­во­ды, - мо­гут спро­сить се­бя мно­гие? Од­на­ко ес­ли быть пос­ле­до­ва­тельным, то иной спо­соб рас­суж­де­ния ве­дет к не­до­оцен­ке симп­то­мов. Нап­ри­мер, при так на­зы­ва­емых кризисах мож­но ре­гу­ляр­но наб­лю­дать си­ту­ацию, ког­да предприятия, уба­юкан­ный на­деж­да­ми, не­ожи­дан­но на­тал­ки­ва­ет­ся на ка­кие-ли­бо труд­нос­ти, пос­ле че­го в них про­сы­па­ют­ся сом­не­ния. Не­ма­ло лю­дей, пы­та­ясь ре­шить ка­кую-ли­бо за­да­чу и на­тал­ки­ва­ясь на труд­нос­ти, под­да­ют­ся стра­ху и, ис­пы­ты­вая по­доб­ные пот­ря­се­ния, ос­та­нав­ли­ва­ют­ся на пол­пу­ти к сво­ей це­ли. При кризисах банков час­ты слу­чаи, ког­да предприятие вмес­то то­го, что­бы ре­шать свои жиз­нен­ные воп­ро­сы, за­ни­ма­ет­ся со­вер­шен­но ины­ми де­ла­ми, нап­ри­мер, слож­ны­ми ма­ни­пу­ля­ци­ями с чис­ла­ми, ко­то­рые, ко­неч­но же, ни­ко­му не при­но­сят пользы, но из ко­то­рых нам ста­но­вит­ся по­нят­но: пе­ред на­ми предприятия, ук­ло­ня­ющий­ся от налогов, предприятия, ощу­ща­ющий свою не­за­щи­щен­ность, упав­ший ду­хом, не ве­ря­щий в се­бя, предприятия, в ко­то­ром не ос­та­лось ни кап­ли оп­ти­миз­ма. Они пос­то­ян­но ис­пы­ты­ва­ет пот­реб­ность спря­таться в кус­ты. То же са­мое мы наб­лю­да­ем и при всех ос­тальных фор­мах кризиса.

    Во всех этих ук­ло­ня­ющих­ся фор­мах жиз­нен­но­го по­ве­де­ния, ко­то­рые всег­да об­на­ру­жи­ва­ют­ся че­рез прист­рас­тие к бес­по­лез­ным за­ня­ти­ям, мы на­хо­дим не­кую зна­ко­вую иг­ру, при­су­щую та­ким предприятиям. Эта зна­ко­вая иг­ра по­ка­зы­ва­ет нам, что они под лю­бым пред­ло­гом стре­мят­ся уст­ра­ниться от ре­ше­ния все­об­щих за­дач.

    Теперь мы долж­ны вы­яс­нить про­ис­хож­де­ние та­ких свойств, как ма­ло­ду­шие, склон­ность к сом­не­ни­ям и т. п. и по­ка­зать да­лее, что все эти яв­ле­ния обус­лов­ле­ны всем жиз­нен­ным пла­ном, целью, пред­но­ся­щей­ся предприятием, что оно, стал­ки­ва­ясь с жиз­нен­ны­ми проб­ле­ма­ми, не прос­то отс­ту­па­ет пе­ред ни­ми, но пе­рек­лю­ча­ет­ся на бес­по­лез­ные за­ня­тия. И все это про­ис­хо­дит в си­лу внут­рен­ней ус­та­нов­ки на сох­ра­не­ние единст­ва целостности.

    Таким об­ра­зом, воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость ис­сле­до­вать ис­то­ки та­кой си­ту­ации, что при­во­дит нас к ран­не­му становлению предприятия Мы мо­жем ут­верж­дать, что мы на­хо­дим жиз­нен­ный план та­ко­го предприятия, его ко­неч­ную цель, к ко­то­рой он стре­мит­ся, сфор­ми­ро­вав­ше­еся единст­во его целостности уже на начальном этапе становления, при­чем яс­но вы­ра­жен­ны­ми Иск­лю­чи­тельно важ­ным яв­ля­ет­ся то. что это единст­во целостности су­щест­ву­ет, нес­мот­ря на то, что становление еще не об­ла­да­ет научным осмыслением, нес­мот­ря на то, что оно не мо­жет кри­ти­чес­ки к се­бе от­но­ситься? Эта целостность воз­ник­ла при обс­то­ятельствах, ко­то­рые не мо­гут сох­ра­няться веч­но, но зна­че­ние ко­то­рых при свой­ст­вен­ных начальному этапу становления предприятия не­за­щи­щен­нос­ти и неп­рис­по­соб­лен­нос­ти, а так­же вследст­вие вред­ных воз­дей­ст­вий ок­ру­же­ния пе­ре­оце­ни­ва­ет­ся и не­вер­но по­ни­ма­ет­ся. Пе­ред на­ми вы­рас­та­ет, сле­до­ва­тельно, за­да­ча, во-пер­вых, про­ник­нуть в этот це­лост­ный жиз­нен­ный план, а во-вто­рых, от­кор­рек­ти­ро­вать его. Как пе­да­го­ги мы под­хо­дим к труд­но­вос­пи­ту­емым де­тям со сле­ду­ющей пред­по­сыл­кой: все де­ло в та­ких слу­ча­ях зак­лю­ча­ет­ся в жиз­нен­ном пла­не, пост­ро­ен­ном на ошиб­ках, за ко­то­рые ре­бе­нок не мо­жет нес­ти от­ветст­вен­нос­ти, ибо ни один вос­пи­та­тель до сих пор не ука­зал на эти ошиб­ки. Ни­ко­му не при­хо­дит в го­ло­ву, что на­до нап­рав­лять на­ка­за­ние на заб­луж­де­ния и ша­лос­ти и вес­ти с ни­ми борьбу. Мы име­ем пла­чев­ный ре­зультат. Жиз­нен­ный план ос­та­ет­ся преж­ним, ее ко­неч­ная цель сох­ра­ня­ет­ся, ре­бе­нок не осоз­на­ет свои ошиб­ки и не име­ет воз­мож­нос­ти исп­ра­виться. Также и предприятие: которому на начальном плане не указали на ошибки, приводящие к сбою работоспособности бизнеса в целом, столк­нув­шись с труд­нос­тя­ми при по­пыт­ке най­ти свое мес­то в жиз­ни сре­ди бизнес сообщества, при­хо­дит в от­ча­яние. Ес­ли и это по­ка­жет­ся по­хо­жим на схе­ма­ти­за­цию, то мы долж­ны от­ве­тить, что ох­ва­тить взгля­дом дан­ную об­ласть мы мо­жем, только упо­ря­до­чив ее не­ким сис­те­ма­ти­чес­ким об­ра­зом.

    Очевидно, что речь в дан­ном слу­чае идет о пред­ва­ри­тельных по­ня­ти­ях, о сис­те­ме по­ло­же­ний, предс­тав­ля­ющей со­бой в то же са­мое вре­мя не­кую сет­ку, ко­то­рая яв­ля­ет­ся пре­дус­ло­ви­ем для дальней­шей ню­ан­си­ров­ки. И мы по­ла­га­ем, что выс­ший пункт на­ше­го изучения сов­па­да­ет с уст­рем­ле­ни­ями сов­ре­мен­ной культу­ры. Мы не ут­верж­да­ем, что дос­тиг­ли в сво­ем изучении пос­лед­ней глу­би­ны и на­щу­па­ли пос­лед­нюю ис­ти­ну. Мы только го­во­рим, что все из­ло­жен­ное сос­тав­ля­ет часть сов­ре­мен­но­го зна­ния и сов­ре­мен­ной культу­ры; и мы ра­ды тем, кто го­тов к нам при­со­еди­ниться.

    Для дальней­шей раз­ра­бот­ки се­ти по­ня­тий нам нуж­но об­ра­титься к рас­смот­ре­нию тех проб­лем, ко­то­рые ста­вит пе­ред предприятием жизнь. Нам ка­жет­ся, что все жиз­нен­ные проб­ле­мы тес­но свя­за­ны меж­ду со­бой и по­это­му мо­гут быть све­де­ны к трем ос­нов­ным.

    Первой та­кой проб­ле­мой яв­ля­ет­ся от­но­ше­ние од­но­го предприятия к дру­го­му, ина­че го­во­ря, проб­ле­ма меж­целостност­ной свя­зи. И ес­ли кто-то по­ла­га­ет, что его это не ка­са­ет­ся, то он оши­ба­ет­ся, ибо эту проб­ле­му при­хо­дит­ся ре­шать каж­до­му, да­же тем, кто пы­та­ет­ся ее иг­но­ри­ро­вать. Эта ус­та­нов­ка - так­же про­яв­ле­ние от­но­ше­ния к дру­гим. Пой­дем дальше. На­ше се­год­няш­нее по­ни­ма­ние есть точ­ка зре­ния роста, ко­то­рую мы хо­тим до­вес­ти до оп­ре­де­лен­ных гра­ниц. И мы ста­вим се­бе за­да­чей ос­во­бо­дить все си­лы предприятия для то­го, что­бы оно могло дви­гаться впе­ред. Проб­ле­мы дру­жес­ких, при­ятельских и бо­лее ши­ро­ких меж­целостност­ных от­но­ше­ний яв­ля­ют­ся об­щи­ми для все­го че­ло­ве­чест­ва. И ре­шить эту проб­ле­му спо­со­бен каж­дый, ибо факт че­ло­ве­чес­кой общ­нос­ти уже со­дер­жит­ся в по­ня­тии че­ло­ве­чес­кой жиз­ни как пред­по­сыл­ка. Не­воз­мож­но предс­та­вить се­бе предприятие, ко­то­рый был бы ли­шен вся­кой свя­зи с дру­ги­ми. Это ка­са­ет­ся да­же фермера, ибо на отдаленном ост­ро­ве он яв­лял­ся сво­его ро­да предс­та­ви­те­лем че­ло­ве­чест­ва, что под­ра­зу­ме­ва­ет, ко­неч­но же, со­от­не­сен­ность с дру­ги­ми людьми. То­му же, ко­го ин­те­ре­су­ет, как сфор­ми­ро­ва­лись в предприятие эти со­ци­альные пру­жи­ны, эта склон­ность восп­ри­ни­мать се­бя частью все­го че­ло­ве­чест­ва, при­дет­ся пе­рей­ти в об­ласть би­оло­гии и удо­вольство­ваться тем прос­тым фак­том, что вся­кое жи­вое су­щест­во, не на­де­лен­ное от при­ро­ды дос­та­точ­ной си­лой, вы­нуж­де­но ис­кать за­щи­ты, со­еди­ня­ясь с се­бе по­доб­ны­ми в груп­пы и ста­да. Лев, го­рил­ла мо­гут жить в оди­ноч­ку; но бо­лее сла­бые жи­вые су­щест­ва со­би­ра­ют­ся в ста­до, ибо в объеди­не­нии они об­ре­та­ют за­щи­ту от уг­ро­жа­ющих им при­род­ных сил и да­же спо­соб­ны пе­ре­хо­дить в нас­туп­ле­ние.

    Вся на­ша культу­ра предс­тав­ля­ет со­бой ре­зультат этих за­щи­ти­тельных тен­ден­ций, обус­лов­лен­ный свя­зан­ностью лю­дей меж­ду со­бой, как обус­лов­ле­ны ею и все че­ло­ве­чес­кие спо­соб­нос­ти, ко­то­рым мы при­пи­сы­ва­ем цен­ность. Дей­ст­вие этой свя­зан­нос­ти мы и обоз­на­чи­ли по­ня­ти­ем "чувст­во общ­нос­ти". Здесь - ис­точ­ник раз­вер­ты­ва­ния всех ду­шев­ных спо­соб­нос­тей предпринимателя, та­ких как, нап­ри­мер, язык, ко­то­рый воз­ни­ка­ет только в об­щест­ве и слу­жит ук­реп­ле­нию свя­зан­нос­ти лю­дей меж­ду со­бой. Так­же и ра­зум есть ди­тя об­щест­ва, ибо воз­ни­ка­ет из дик­ту­емо­го пос­лед­ним тре­бо­ва­ния все­об­щей зна­чи­мос­ти (Кант). Не­мыс­ли­мы без че­ло­ве­чес­ко­го об­щест­ва мо­раль и эти­ка.

    Вы ви­ди­те са­ми, что, пы­та­ясь раз­ре­шить воп­рос о свя­зи меж­ду от­дельным предприятием и об­щест­вен­ным це­лым, мы не­из­беж­но при­ни­ма­ем сле­ду­ющий вы­вод: все спо­соб­нос­ти предприятия про­ис­хо­дят из этой свя­зан­нос­ти. Но имен­но по­это­му этим спо­соб­нос­тям на­но­сит ущерб вся­кое на­ру­ше­ние об­щест­вен­ных от­но­ше­ний не­за­ви­си­мо от его при­чи­ны. Предс­тавьте се­бе предприятие, ис­пы­ты­ва­юще­го страх пе­ред дру­гим предприятием, ви­дя­ще­го в нем сво­его вра­га: как это мо­жет ска­заться на его действиях? Она не бу­дет про­те­кать прос­то и бесп­ре­пятст­вен­но: предприниматель будет проверять и перепроверять договоры с этим другим предприятием. Деловое сотрудничество бу­дет из­на­чально па­ра­ли­зо­ва­но, ибо ему не­дос­та­ет им­пульса, вы­рас­та­юще­го из ощу­ще­ния соп­ри­над­леж­нос­ти.

    То же мож­но ска­зать и о раз­ви­тии предпринимателя. Ес­ли предприятие ли­ша­ют воз­мож­нос­ти участия в политической жизни общества и тем са­мым под­ры­ва­ют его чувст­во соп­ри­над­леж­нос­ти, то ког­да такое предприятие переходя из разряда малых в разряд средних, сразу по­па­да­ет в раз­ряд "нес­по­соб­ных", пос­кольку ему не под си­лу эле­мен­тар­ный анализ политической жизни , не­об­хо­ди­мый для среднего бизнеса. В этом сос­то­ит важ­ный мо­мент ис­кус­ства политиков, и мы при­да­ем осо­бое зна­че­ние то­му, что­бы го­то­вить предпринимателей к развитию своего бизнеса, ко­то­рые ему предс­то­ит ре­шать в бу­ду­щем. И ес­ли вы предс­тав­ля­ете се­бе, нас­колько не­дос­та­точ­но ве­дет­ся под­го­тов­ка предпринимателей, то вас не уди­вит то, что при переходе от малого к среднему бизнесу предприниматель по­па­да­ет в труд­ную си­ту­ацию, в ко­то­рой этот не­дос­та­ток под­го­тов­ки ста­но­вит­ся оче­вид­ным, как и не­со­вер­шенст­во жиз­нен­но­го пла­на в це­лом. У та­ко­го предприятия пос­те­пен­но об­на­ру­жи­ва­ют­ся су­щест­вен­ные про­бе­лы в политическом мышлении, в мо­ральных ка­чест­вах, в договорах и в интуитивном раз­ви­тии.

Быть предпринимателем - зна­чит об­ла­дать чувст­вом не­пол­но­цен­нос­ти; дав­ле­ние при­ро­ды, жиз­нен­ных тя­гот, жиз­ни в об­щест­ве, брен­нос­ти предпринимателя слиш­ком сильно, что­бы кто бы то ни бы­ло су­мел из­ба­виться от это­го чувст­ва. Од­на­ко смот­реть на это сле­ду­ет не как на не­уст­ра­ни­мый по­рок, а ско­рее как на за­лог, на­ча­ло, сти­мул к раз­ви­тию бизнеса, ко­то­рый не только са­м счи­та­ет се­бя неспо­соб­ным дос­тичь сос­то­яния за­щи­щен­нос­ти, но и пос­то­ян­но по­буж­да­емо к это­му. Од­на­ко в си­лу раз­лич­ных мо­мен­тов это чувст­во не­пол­но­цен­нос­ти иног­да мо­жет нас­только уг­луб­ляться, что за­щи­щен­ность, столь же­лан­ная для бизнеса, ста­но­вит­ся для не­го не­дос­ти­жи­мой. Это чрез­вы­чай­но важ­ный мо­мент в вос­пи­та­нии предпринимателей, ко­то­рые из-за сво­ей сла­бос­ти тре­бу­ют та­ких ус­ло­вий, ка­кие мы не мо­жем им обес­пе­чить. Вновьиспеченные предприниматели, ко­то­рые вдо­ба­вок к их из­на­чально­му изъяну еще стал­ки­ва­ют­ся с пре­пятст­ви­ями в раз­ви­тии политического соз­на­ния и са­мос­то­ятельнос­ти, пло­хо го­то­вы к предс­то­ящим им труд­ным си­ту­аци­ям. И в дальней­шем неп­ре­мен­но ока­жет­ся, что бизнес им еще не по пле­чу, и не­об­хо­ди­мы до­пол­ни­тельные уси­лия для то­го, что­бы эту не­го­тов­ность по ме­ре воз­мож­нос­ти исп­ра­вить.

    И ес­ли мы спро­сим се­бя те­перь, в ком нам ви­деть важ­ней­ше­го пос­ред­ни­ка в ре­ше­нии этих пер­вых жиз­нен­ных проб­лем, то наш взор ос­та­но­вит­ся на фи­гу­ре основателя предприятия. Воз­мож­ность и да­же тре­бо­ва­ние со­ци­али­за­ции при­сутст­ву­ет в каж­дом человеке, и основатель предприятия как предприятия, пер­вым при­ви­ва­ющий предпринимателю чувст­во общ­нос­ти, долж­на стать для не­го та­ким "Ты", с ко­то­рым он бу­дет счи­таться в про­цес­се об­ще­ния. Предприниматель же в сво­ем от­но­ше­нии к основателю предприятия ощу­ща­ет его как часть це­ло­го, как соп­ри­над­леж­ность; он пе­ре­жи­ва­ет Основателя как пер­во­го ближ­не­го. Мы мо­жем конс­та­ти­ро­вать, что эта функ­ция долж­на при­нес­ти свои пло­ды, ес­ли только в дан­ном про­цес­се не бу­дут до­пу­ще­ны ошиб­ки. Из на­ших рас­суж­де­ний ста­но­вит­ся по­нят­но: ес­ли ука­зан­ная за­да­ча по ви­не Основателя ос­та­ет­ся не­ре­шен­ной, ес­ли она фор­ми­ру­ет у предпринимателя столь сильное чувст­во при­вя­зан­нос­ти к се­бе, что связь с дру­ги­ми людьми и да­же с политиками и финансистами ста­но­вит­ся не­воз­мож­ной, то мы долж­ны приз­нать роль Основателя не­удач­ной; у предпринимателя тог­да от­сутст­ву­ет ин­те­рес к дру­гим лю­дям бизнес сообщества и он стре­мит­ся всег­да быть ря­дом с Основателем. Рав­но не­воз­мож­но фор­ми­ро­ва­ние у не­го му­жест­вен­нос­ти, ибо он всег­да нуж­да­ет­ся в дру­гом защитнике, и эта за­ви­си­мость ве­дет к по­яв­ле­нию та­кой чер­ты ха­рак­те­ра, как тру­сость. Та­кие предприниматели долж­ны быть тру­со­ва­ты. Прав­да, са­ми они (если мы за­да­дим им та­кой воп­рос) вряд ли смо­гут дать нам пра­вильный от­вет.

    Предприниматель всег­да бу­дет тя­нуться к Основателю, по­ка­зы­вая тем са­мым, сколь не­на­деж­но он се­бя чувст­ву­ет.

    Нет не­об­хо­ди­мос­ти ста­но­виться на точ­ку зре­ния тех, кто счи­та­ет, что де­ло здесь в финансовой зависимости. Са­мо со­бой ра­зу­ме­ет­ся, что столь сильная связь, ког­да ник­то не име­ет зна­че­ния, кро­ме Основателя, вклю­ча­ет в се­бя и финансовую зависимость. Но ведь впол­не воз­мож­но фор­ми­ро­ва­ние при­вя­зан­нос­ти у предпринимателя по от­но­ше­нию к финансисту или дру­го­му предпринимателю. Политик же дол­жен стре­миться к то­му, что­бы на­це­лить дви­же­ние предпринимателя на дру­гих лю­дей или на власть.

    Такова пер­вей­шая жиз­нен­ная проб­ле­ма. Те­перь мы пе­ре­хо­дим ко вто­рой. Воп­рос о за­ня­тии: как ты хо­чешь стать нуж­ным предприятием? - ак­ту­ален в на­шей жиз­ни от­нюдь не слу­чай­но. И не име­ет зна­че­ния то, что не­ко­то­рые счи­та­ют этот воп­рос не­су­щест­вен­ным, как впро­чем и пер­вый.

    Чрезвычайно ред­ко слу­ча­ет­ся так, что предприятие, выб­рав се­бе вид деятельности, ста­но­вит­ся нуж­ным сра­зу для все­го че­ло­ве­чест­ва. Для это­го не­об­хо­ди­мо по­ни­ма­ние хо­да роста бизнеса в це­лом. Воз­мож­но, су­щест­ву­ют дру­гие пла­не­ты, на ко­то­рых лю­дям не нуж­но ра­бо­тать. Но для нас вследст­вие на­шей за­ви­си­мос­ти от зем­ной ко­ры ра­бо­та - не­об­хо­ди­мость и доб­ро­де­тель, пос­кольку все на­ши доб­ро­де­те­ли про­ис­те­ка­ют из не­об­хо­ди­мос­ти, из ре­ше­ния жиз­нен­ных воп­ро­сов. И у нас нет ни­ка­кой дру­гой ме­ры, кро­ме чувст­ва общ­нос­ти, ибо сох­ра­не­ние этой общ­нос­ти есть за­да­ча каж­до­го и од­нов­ре­мен­но ос­но­ва для роста каж­до­го.

    Рассматривая вто­рой жиз­нен­ный воп­рос, вы так­же об­на­ру­жи­те мно­го­чис­лен­ные труд­нос­ти, свя­зан­ные с ошиб­ка­ми, до­пу­щен­ны­ми в вос­пи­та­нии предпринимателя. Эти ошиб­ки зак­лю­ча­ют­ся в том, что они ве­дут к фор­ми­ро­ва­нию у не­го чувст­ва не­пол­но­цен­нос­ти вследст­вие то­го, что властные структуры, которые на­хо­дит­ся ря­дом с предпринимателем, ли­ша­ет его сво­бо­ды дей­ст­вий и выс­ка­зы­ва­ний и тем са­мым не поз­во­ля­ет ему осоз­нать свою цен­ность. Ин­те­рес­но от­ме­тить, что как из из­не­жен­ных, так и из дерз­ких предпринимателей вы­рас­та­ют бизнесмены, ко­то­рые не мо­гут най­ти се­бе ра­бо­ту по серд­цу. У этих предпринимателей от­сутст­ву­ет об­щест­вен­ный им­пульс, - ис­точ­ник соз­на­ния собст­вен­ной цен­нос­ти для каж­до­го. Они не уме­ют жить в со­об­щест­ве. Из это­го мож­но изв­лечь сле­ду­ющий политический вы­вод: этих предпринимателей обя­за­тельно нуж­но ввес­ти в политическое общество, так что­бы уст­ра­нить у них чувст­во изо­ли­ро­ван­нос­ти, - при­чем в об­щест­во не только предпринимателей, но и политиков. Нуж­но соз­дать ма­ленький мир вок­руг них. Со­вер­шен­но оче­вид­но, что в бизнесе про­яв­ля­ют се­бя имен­но те де­ти, ко­то­рые бы­ли под­го­тов­ле­ны к об­ще­нию с политиками, в то вре­мя как дру­гие ос­та­ют­ся в те­ни. Те­перь мы под­хо­дим к третьей жиз­нен­ной проб­ле­ме - люб­ви к ближнему. В том, что мы го­во­ри­ли вы­ше, уже со­дер­жат­ся ука­за­ния на пу­ти ее раз­ре­ше­ния. Не­ле­по зак­рыть гла­за на факт су­щест­во­ва­ния двух миров (бедных и богатых). Не­ко­то­рым это все же уда­ет­ся. Од­на­ко их ар­гу­мен­ты, нап­рав­лен­ные про­тив то­го фак­та, что на­ша жизнь воз­мож­на только в со­об­щест­ве, что на­ши спо­соб­нос­ти ре­али­зу­ют­ся лишь тог­да, ког­да мы мыс­лим се­бя частью це­ло­го, е­сос­то­ятельны.

    До сих пор мы го­во­ри­ли только о. так ска­зать, край­них слу­ча­ях, но нет сом­не­ний в том, что все ню­ан­сы под­чи­ня­ют­ся ука­зан­ным на­ми за­ко­но­мер­нос­тям и ус­ло­ви­ям. Раз­ре­ше­ние жиз­нен­ных воп­ро­сов воз­мож­но лишь на ос­но­ве проч­ных меж­целостност­ных свя­зей. Вся­кий иной путь про­ти­вен при­ро­де и - как все про­тив­ное при­ро­де в этой жиз­ни - вле­чет за со­бой тя­же­лые пос­ледст­вия. Прав­да, бла­го­да­ря элас­тич­нос­ти че­ло­ве­чес­кой ду­ши, бла­го­да­ря за­пу­тан­нос­ти раз­лич­ных жиз­нен­ных обс­то­ятельств и од­нов­ре­мен­но­му дей­ст­вию мно­жест­ва фак­то­ров связь меж­ду ошиб­кой и ее следст­ви­ем час­то не­оче­вид­на. И во­об­ще нам свой­ст­вен­на не­ко­то­рая, так ска­зать, бли­зо­ру­кость, и эта связь ус­кольза­ет от нас, хо­тя мно­гое, нап­ри­мер ре­ли­гия, учит нас рас­поз­на­вать ее. Объясне­ние не­вер­но­го ре­ше­ния третьего жиз­нен­но­го воп­ро­са сле­ду­ет ис­кать в том, что здесь пре­об­ла­да­ют ошиб­ки, для об­на­ру­же­ния ко­то­рых при­ня­тый до сих пор спо­соб рас­смот­ре­ния был не­дос­та­то­чен.

    Здесь мож­но ус­мот­реть ана­ло­гии с ре­ше­ни­ем пер­вых двух жиз­нен­ных воп­ро­сов. Мож­но с уве­рен­ностью ска­зать, что ког­да мы стал­ки­ва­ем­ся с ук­ло­не­ни­ем от ре­ше­ния третьего жиз­нен­но­го воп­ро­са, то при­чи­ны это­го всег­да сле­ду­ет ис­кать в пре­дыс­то­рии. Так, рас­смат­ри­вая с этой точ­ки зре­ния обособленность от общества , вы в "каж­дом" конк­рет­ном слу­чае об­на­ру­жи­те уже в пре­дыс­то­рии ка­кие-ли­бо ука­за­ния на обособленное раз­ви­тие. Бы­ло бы ошиб­кой до­ве­ряться ви­ди­мос­ти и ду­мать, что это яв­ле­ние врож­ден­но и не­из­мен­но; ведь при ре­ше­нии дру­гих жиз­нен­ных воп­ро­сов мы мо­жем наб­лю­дать сход­ные обс­то­ятельства и си­ту­ации, неп­ра­вильное раз­ви­тие, выз­ван­ное не­вер­ны­ми дей­ст­ви­ями ок­ру­жа­ющих, но это не зас­тав­ля­ет нас пред­по­ла­гать, что обус­лов­лен­ная этим оши­боч­ность ре­ше­ний но­сит не­из­мен­ный ха­рак­тер и име­ет врож­ден­ные пред­по­сыл­ки.

    Ошиб­ки, до­пу­щен­ные при становлении предприятия, име­ют мно­го­об­раз­ные пос­ледст­вия, и их дей­ст­вие на­чи­на­ет ска­зы­ваться тог­да, ког­да предприятие ли­цом к яй­цу стал­ки­ва­ет­ся с жиз­нен­ны­ми воп­ро­са­ми. И здесь на его пу­ти ока­зы­ва­ют­ся на­ря­ду с не­дос­тат­ка­ми в об­щей под­го­тов­ке так­же чувст­во стра­ха и не­за­щи­щен­нос­ти. Та­кие предприятия, являясь по сути своей преступными, да­же приб­ли­жа­ясь к же­лан­ной це­ли, всег­да сво­ра­чи­ва­ют с пу­ти, не дос­тиг­нув ее, и пе­рек­лю­ча­ют­ся на ка­кие-ли­бо дру­гие за­да­чи. Это по­хо­же на то, как ес­ли бы они вмес­то то­го, что­бы ид­ти на фронт, ока­пы­ва­лись бы где-ни­будь в ты­лу, ибо ре­ше­ние их жиз­нен­ных воп­ро­сов предс­тав­ля­ет­ся им не­ми­ну­емо свя­зан­ным с ка­ким-то тя­же­лым по­ра­же­ни­ем или ут­ра­той.

    Разобраться в зат­руд­не­ни­ях этих преступных предприятий по­рой да­ле­ко не прос­то. Час­то мы мо­жем ви­деть, как та­кое предприятие ис­хит­ря­ет­ся прев­ра­тить неч­то в свою про­ти­во­по­лож­ность, как он, к при­ме­ру, стре­мит­ся к оказание помощи малоимущим, но из-за изб­ран­но­го им не­со­об­раз­но­го спо­со­ба дей­ст­вия сам же зак­ры­ва­ет се­бе путь к дос­ти­же­нию це­ли. Бы­ва­ет так, что предприятие при борьбе с кризисом про­яв­ля­ет мак­си­мум усер­дия и не­тер­пе­ния как раз там, где сле­до­ва­ло бы выж­дать, и тер­пит не­уда­чу имен­но из-за сво­ей спеш­ки. Бы­ва­ет и та­кое, нап­ри­мер, что преступное предприятие са­мо при­хо­дят к по­ни­ма­нию сво­их оши­бок, но это не ве­дет ни к ка­ким дей­ст­ви­ям. Од­на­ко это воз­мож­но лишь в том слу­чае, ког­да еди­ная ди­на­ми­ка этой свя­зи ос­та­ет­ся скры­той. Возьмем тот факт, что име­ет­ся большое ко­ли­чест­во ле­ни­вых исполнителей. Лень, ко­неч­но же, ни­как не на­зо­вешь доб­ро­де­телью, пос­кольку она сто­ит на пу­ти тру­да, со­еди­ня­юще­го от­дельное предприятие с об­щест­вом. По­это­му мы пы­та­ем­ся бо­роться с ле­ностью. Спо­соб борьбы зак­лю­ча­ет­ся не в том, что­бы вы­де­лять изо­ли­ро­ван­ные яв­ле­ния и пы­таться их унич­то­жить. Обыч­но, нам ре­гу­ляр­но при­хо­дит­ся слы­шать сле­ду­ющее: мы про­бо­ва­ли уже и по-доб­ро­му и по-пло­хо­му - ни­че­го не по­мо­га­ет. Ни то, ни дру­гое средст­во для нас неп­ри­ем­ле­мо; го­раз­до больше удив­ля­ют нас руководители, ко­то­рые по­ла­га­ют, что ес­ли они в сто пер­вый раз пов­то­рят подчиненному то, что он уже слы­шал, то не ина­че как по вол­шебст­ву или с по­мощью не­ко­ей ма­ги­чес­кой си­лы, зак­лю­чен­ной в этих сло­вах, он вдруг ста­нет дру­гим. Но ес­ли вмес­то это­го за­няться рас­смот­ре­ни­ем пре­дыс­то­рии та­ких исполнителей, то ско­ро ста­нет яс­но, что это пос­лед­нее по­ло­же­ние ве­щей име­ет дол­гое и слож­ное про­ис­хож­де­ние. Мы име­ем де­ло с работниками, ко­то­рые не ве­рят в се­бя, ко­то­рые на­хо­дят свою лень ес­тест­вен­ной. Пос­редст­вом ле­ни они, без сом­не­ния, соз­да­ют для се­бя не­кую бла­гоп­ри­ят­ную си­ту­ацию, из ко­то­рой их вы­ма­нить весьма и весьма не­лег­ко. Ког­да им неч­то не уда­ет­ся, о них не го­во­рят: "Это нес­по­соб­ный работник", о го­во­рят: "Это все лень" и "если бы он не был та­ким ле­ни­вым, у не­го все бы по­лу­чи­лось". Ес­ли та­кой работник не вы­пол­ня­ет свои за­да­ния, то за не­го бе­рут­ся с уд­во­ен­ной энер­ги­ей, в то вре­мя как при­леж­ный работник ос­та­ет­ся без вни­ма­ния. Есть да­же не­ма­ло та­ких работников, ко­то­рые культи­ви­ру­ют в се­бе лень только по­то­му, что та­ким об­ра­зом они прив­ле­ка­ют к се­бе вни­ма­ние. Ка­кие ме­ры .воз­дей­ст­вия при­ме­ня­ют­ся к та­ким работникам? Они тру­дят­ся в, так ска­зать, об­лег­чен­ных ус­ло­ви­ях. И ес­ли с ни­ми об­ра­ща­ют­ся жест­ко и да­же грозятся увольнением, они ве­дут се­бя так, как буд­то не по­ни­ма­ют, где они на­хо­дят­ся, в ка­кой мир они по­па­ли. Воп­рос о ле­ни так­же сле­ду­ет рас­смат­ри­вать в кон­текс­те сис­тем­но­го единст­ва целостности. Не­ор­га­ни­зо­ван­ных работников мож­но наб­лю­дать до­вольно час­то. Ес­ли мы ос­та­нем­ся при част­нос­тях, то смо­жем только конс­та­ти­ро­вать, что работник на­ру­ша­ет по­ря­док и дос­тав­ля­ет ок­ру­жа­ющим хло­по­ты. Но ес­ли мы по­пы­та­ем­ся рас­смот­реть все фак­ты во вза­имос­вя­зи, то на­ше вни­ма­ние пос­те­пен­но пе­ре­мес­тит­ся на дру­го­го работника, а имен­но, работника, ко­то­рый соз­да­ет по­ря­док. Вы, ко­неч­но, с этим сог­ла­си­тесь: ког­да мы слы­шим о не­ор­га­ни­зо­ван­ном работнике, то всег­да ря­дом на­хо­дит­ся кто-то, кто оза­бо­чен по­ряд­ком.

    В свя­зи с этим я хо­тел бы об­ра­тить вни­ма­ние на еще од­ну ошиб­ку, ко­то­рую час­то со­вер­ша­ют работники. Не­ор­га­ни­зо­ван­ные работники час­то лгут. Мы смо­жем вер­но оп­ре­де­лить при­чи­ну тог­да, ког­да са­ми за­да­дим­ся воп­ро­сом: при ка­ких ус­ло­ви­ях я стал бы лгать? Нап­ри­мер, тог­да, ког­да мне предс­то­ит неч­то, свя­зан­ное с опас­ностью, неч­то, на что я не чувст­вую се­бя спо­соб­ным, и вы­нуж­ден при­бег­нуть ко лжи. И ложь уже ста­но­вит­ся спа­се­ни­ем, за­щи­той и предс­тав­ля­ет со­бой не част­ный слу­чай, а часть зна­чи­тельно­го дви­же­ния, пос­редст­вом ко­то­ро­го - да­же ес­ли оно оце­ни­ва­ет­ся как оши­боч­ное - на­ме­ре­ва­ют­ся дос­тичь ка­ких-то вы­год. Эта чер­та ха­рак­те­ра, всег­да ос­та­ваться с вы­го­дой, брать верх, иног­да столь глу­бо­ка, что на по­верх­нос­ти мы мо­жем наб­лю­дать лишь тен­ден­цию. Они лгут не только по­то­му, что чувст­ву­ют над со­бой си­лу, но прос­то для то­го, что­бы вы­рас­ти в сво­их гла­зах, ибо их са­мо­оцен­ка весьма за­ни­же­на. Эта низ­кая са­мо­оцен­ка предс­тав­ля­ет­ся нам чрез­вы­чай­но зна­чи­мой. Те­перь мы мо­жем от­ве­тить се­бе на воп­рос, по­че­му опыт не при­но­сит ни­ка­кой пользы, по­че­му лю­ди так ред­ко учат­ся на ошиб­ках. По­то­му что единст­во целостности тен­ден­ци­оз­но ок­ра­ши­ва­ет все пе­ре­жи­ва­ния и "прок­ру­чи­ва­ет" каж­дую си­ту­ацию до тех пор, по­ка ее не удаст­ся прев­ра­тить в "опыт", ина­че го­во­ря, по­дог­нать под об­щий жиз­нен­ный план.

Что дальше? В са­мом бла­гоп­ри­ят­ном слу­чае это прос­то за­кон­чит­ся пло­хой зарплатой, что, са­мо со­бой, лишь ук­ре­пит работника в его по­ни­ма­нии: здесь пло­хо. Все та­кие пе­ре­жи­ва­ния ис­тол­ко­вы­ва­ют­ся работником по-сво­ему. И ес­ли на­ка­за­ние ужес­то­ча­ет­ся, то это лишь ук­реп­ля­ет убеж­де­ние: "Я так и знал, я здесь чу­жой".

Что же делать? Лучшее лекарство – это не наказание о поощрение, усиления внимания к работникам.

ЯндексРеклама на ЯндексеПомощьСпрятать
Новая карта мира


Хостинг от uCoz