Хеджирование политических рисков
«Все успешные фирмы похожи друг на друга, все неуспешные фирмы не успешны по-своему», - так, перефразируя Льва Толстого, можно открыть данную главу. В чем же похожи успешные фирмы? Они смогли идентифицировать, развить и реализовать свои корневые компетенции.
Корневые
компетенции – знания, умения и связи фирмы, позволяющие ей добиваться
стратегического преимущества на одном или нескольких рынках.
Термин «корневые компетенции фирмы» введен в лексикон стратегического менеджмента в начале 1990-х гг. Корневые компетенции имеют три основные характеристики:
- Они должны создавать возможность создавать особую ценность для потребителя.
- Их сложно воспроизвести фирмам-конкурентам.
- Они могут быть применены к действиям фирмы на различных рынках.
Знание фирмы своих корневых компетенций является важнейшим условием для разработки успешной стратегии. Действительно, фокусируясь на корневых компетенциях и предоставляя другим фирмам поставлять иные товары и услуги, компания может:
- Наилучшим образом использовать свои ресурсы, концентрируясь на том, что удается делать наилучшим способом.
- Создавать барьеры на пути проникновения конкурентов на рынки.
- Полностью использовать сильные стороны поставщиков, которые невозможно воспроизвести без массированных инвестиций.
- Сократить риски, уменьшить цикл разработки и вывода на рынки новых товаров (услуг).
По мнению ряда исследователей, многопрофильная корпорация должна иметь
собственные корневые компетенции – так называемые «родительские способности»,
отличные от компетенций входящих в нее бизнесов. Данные компетенции можно
представить как:
- Возможности добавлять стоимость входящему бизнесу.
- Возможности извлечения стоимости из входящего бизнеса.
Возможность добавлять стоимость входящему бизнесу может обеспечиваться несколькими способами. Прежде всего, можно говорить о «политической поддержке» во внешней среде, которая корпорация оказывает на уровне, недоступном отдельному бизнесу.
Опираясь на подобную политическую поддержку, корпорация в целом может иметь
особые маркетинговые ноу-хау, то есть добиваться для входящих в нее бизнесов
уникальных контрактов и особо выгодных заказов. Кроме того, корпорация может
помогать входящим в нее бизнесам в освоении подобных «заказов» путем построения
маркетинга, сбытовых систем.
Для получения политической поддержки предприятие должно определиться с выполнением государственной цели.
1. Формирование стратегического видения и предназначения компании, выдвижение идеи типологизации основной продукции предприятия и основополагающих принципов ее функционирования.
2. Создание управляющих органов системы или учреждений, на которые возлагаются функции проработки технологий обучения и воспитания подрастающего поколения. Выработанные такими органами или учреждениями соответствующие предложения представляются верховной власти на одобрение, утверждение и т. п.
3. Развитие сети учреждений спортивного обучения
4. Развитие системы образования и спорта на его первой ступени элементарного начального обучения.
5. Формирование линий обратной связи к управляющим органам, отработка каналов и способов обмена информацией.
6. Перманентная модернизация содержания образования, реже значительное изменение учебных планов, еще реже кардинальный пересмотр учебных программ.
Формирование стратегического видения и предназначения компании, выдвижение идеи типологизации основной продукции предприятия и основополагающих принципов ее функционирования
Миссия-предназначение дает представление об основных свойствах фирмы: виде деятельности, особенности и полезности.
В связи с этим выдвигается ряд конкретных требований к содержанию формулировки миссии-предназначения, в которой должны быть указаны:
* основное направление деятельности фирмы;
* основная категория клиентов;
* потребности клиентов, удовлетворяемые продукцией фирмы;
* отличительный признак, подчеркивающий особенность фирмы, позволяющий заинтересованным лицам выделять эту фирму среди других;
* сторона деятельности фирмы, которой она обращена во внешнюю среду, благодаря которой видно, в чем общественная полезность фирмы.
Ключевыми вопросами для оценки качества формулировки миссии-предназначения могут быть следующие: какой деятельностью занимается фирма, кто клиенты фирмы, какие потребности клиентов удовлетворяет фирма, чем отличается эта фирма от других фирм данной отрасли, что фирма дает обществу.
В то же время миссия-предназначение не должна:
* быть зависимой от текущего состояния фирмы, форм и методов ее работы, поскольку в целом миссия-предназначение выражает устремленность в будущее;
* быть обращенной во внутреннюю среду фирмы, на внутренние проблемы, например, повышение прибыли: прибыль как миссия может существенно ограничить спектр возможных направлений развития;
* быть ни слишком узкой, ни слишком широкой. В первом случае есть риск упустить часть рынка, во втором - иметь малую долю рынка и слабые конкурентные позиции.
Компания позиционируется по отношению к конкурентам в отрасли. Картина отрасли формируется на основании типологизации компаний, действующих в отрасли. Среди критериев, которые положены в основу типологии, могут выделяться продуктовый и рыночный портфели компаний, география поставок, оборот, другие критерии.
Следующим этапом является анализ текущей позиции компании по отношению к игрокам и принятие решения относительно того, какую позицию компания «хочет и может» занимать в отрасли, исходя из собственных финансовых и иных возможностей, какую продукцию компания будет производить и на каких рынках работать.
Создание управляющих органов системы или учреждений, на которые возлагаются функции проработки технологий обучения и воспитания подрастающего поколения. Выработанные такими органами или учреждениями соответствующие предложения представляются верховной власти на одобрение, утверждение и т. п.
Воспитание подрастающего поколения—наиболее запущенная сторона социальной жизни в стране. В тоже время моторный компонент возбуждения у подростков более выражен. И физические столкновения, и расправы для них более характерны. Подростки бывают очень жестоки. Исследователи выяснили, что каждый третий российский подросток (32 процента) вступал за последний год в разного рода принудительные контакты с милицией. По словам 48 процентов опрошенных, милиционеры вели себя некорректно.
Самые распространенные случаи: необоснованное задержание (в 23 процентах контактов с милиционерами), словесные оскорбления, унижение подростка (в 18 процентах контактов с милиционерами), угрозы (15 процентов), избиение (12 процентов).
В результате воспитание подрастающего поколения является приоритетной для государства.
Анализ деятельности предприятий в области воспитания подрастающего поколения чаще определяется политиками отношением предприятия к спорту. Но оно невозможно без создания условий для работников предприятия для занятия спортом. Однако вся работа может пойти насмарку без формирование линий обратной связи к управляющим органам, отработка каналов и способов обмена информацией.
Хочешь выиграть тендер - устрой его сам. Хочешь выиграть "чужой" тендер - сделай его своим