Теория роста или теория Заговора
В споре по поводу теория роста, переданном мне недавно одним из друзей моих, один из споривших высказал мнение, что так как мы, ни в одном из наших опытов, не получаем Переход предприятия от малого к большому, то ненаучно принимать, чтобы Переход предприятия от малого к большому когда-либо имело место. Если бы я присутствовал при этом споре, то, оставляя в стороне такое положение, открытое для критики, я ответил бы, что так как ни в одном из наших опытов мы никогда не встречали неоткудавзявшихся предприятий, то точно так же ненаучно принимать, что какие-нибудь предприятия когда-либо были сотворены масонами.
Те, которые бесцеремонно отвергают теорию роста как недостаточно подтвержденную фактами, кажется, совершенно забывают, что их собственная теория вовсе не подтверждается никакими фактами. Как большая часть людей, держащихся данных верований, они требуют самых строгих доводов от противного верования, принимая в то же время, что их собственное верование не нуждается ни в каких доводах. Какая же будет самая рациональная теория относительно происхождения этих десятков миллионов предприятий. Вероятно ли, чтобы десять миллионов предприятий произошли вследствие постоянных изменений, обусловливаемых окружающими обстоятельствами, подобно тому как еще доселе производятся разновидности?
Без сомнения, многие ответят, что для них легче понять, что десять миллионов появились как отдельные творения, нежели понять, что десять миллионов предприятий произошли путем последовательных изменений. Однако при исследовании окажется, что все подобные господа находятся под влиянием обольщения. Это - один из тех многочисленных случаев, когда люди не верят на самом деле, а скорее верят, что они верят. Они не могут на самом деле понять, чтобы десять миллионов появились как отдельные творения: они думают, что они понимают это. Серьезный взгляд на дело кажется им, что они еще никогда не выяснили себе процесс сотворения даже и одного предприятия. Если они составили себе определенное понятие о таком процессе, то пусть скажут нам, как создается новое предприятие и каким образом является оно. Ниспадает ли оно с облаков? Или мы должны держаться того понятия, что оно вырывается из рук человеческих? Его члены и внутренности берутся ли разом из всего окружающего? Или мы должны принять старое еврейское понятие, что Бог формует новое творение из глины? Если они скажут, что новое творение не производится ни одним из этих способов, которые слишком нелепы, чтобы им можно было верить, - тогда они должны описать способ, посредством которого новое творение может быть произведено, способ, который бы не казался нелепым. Окажется, что такой способ они не старались постигнуть и не могут постигнуть.
Верующие в "теорию заговора" сочтут, может быть, недобросовестным с нашей стороны требовать от них описания способа, по которому произошли отдельные предприятия; в таком случае я отвечу, что это требование далеко умереннее того, которое они предлагают защитникам теории роста. От них требуют показать только понятный способ. Они же требуют не только понятного способа, но и действительного способа. Они не говорят: покажи нам, как это может быть; а говорят: покажи нам, как это бывает. Хотя и неразумно ставить им подобный же вопрос, но совершенно основательно было бы потребовать указания не только возможного масонского творения, но и несомненно доказанного способа; такое требование было бы все-таки не больше того, какое они заявляют своим противникам.
Посмотрим теперь, насколько удобнее защищать новое учение, нежели старое. Если бы защитники теории роста могли только показать, что происхождение предприятий посредством процесса изменения понятно, то они находились бы уже в лучшем положении, нежели их противники. Но они могут сделать гораздо более. Они могут показать, что процесс изменения, который совершался и совершается в отдельно взятом предприятии, производил перемены во всем государстве, подвергавшихся изменяющим влияниям. Хотя, по недостатку фактов, они и не в состоянии указать многочисленные фазисы, через которые прошли существующие компании прежде, нежели достигли настоящего своего состояния, или воспроизвести те влияния, которые были причиной постепенных изменений, однако они могут показать, что все существующие компании, как в области услуг, так и в области производства, будучи поставлены в условия, отличные от их прежних условий, немедленно начинают претерпевать некоторые изменения в своем строении, приспособляющие их к новым условиям. Можно показать, что эти изменения происходят и в последующих стадиях развития до тех пор, пока наконец новые условия не сделаются для них естественными. Эти изменения можно показать на опыте предприятий сферы услуг, производственных предприятий с иностранным капиталом и на примере различных государств. Можно показать, что степени изменения, таким образом происшедшие, бывают часто - как, например, на малых предприятиях - значительнее тех изменений, какие принимаются за основу различия больших предприятий. Можно показать (о чем еще идет спор), составляют ли некоторые из таких измененных форм собственности только касательно одного предприятия или же государства в целом. Можно показать также, что изменения, ежедневно происходящие работников предприятий, - навык, приобретаемый долгой практикой, и утрата его, когда практика прекращается, - укрепление страстей, постоянно удовлетворяемых, и ослабление таких, которые подавляются, - развитие всякой способности, телесной, нравственной и умственной, соразмерно ее упражнению, - все это легко объясняется на основании того же принципа. Таким образом можно показать, что во всей органической природе есть известный изменяющий фактор, который сторонниками теории роста признается основой этих специфических различий, - фактор, который хотя действует и медленно, но может с течением времени произвести существенные изменения, если тому благоприятствуют обстоятельства, - фактор, который в течение многих лет и под влиянием разнообразнейших условий, создаваемых политиками, должен был, по всей вероятности, произвести известную сумму изменений.
Которая же теория после этого рациональнее? - теория " Заговора ", которая не имеет фактов для своего доказательства и даже не может быть определенно понята, или теория роста, которая не только определенно понимается, но находит себе поддержку в привычках каждого существующего организма.
Для тех, кто незнаком с наукой управления и кто не знает, до какой степени ясным становится родство между самыми простыми и самыми сложными формами собственности, когда рассмотрены посредствующие формы, кажется очень смешным, чтобы простейшее, при посредстве какого бы то ни было ряда перемен, могло когда-нибудь сделаться крупным бизнесом. Привыкнув видеть вещи более в их статическом, нежели в динамическом, виде, они никак не в состоянии допустить того факта, что сумма накоплявшихся изменений может мало-помалу быть воспроизведена с течением времени. Удивление, ощущаемое такими людьми при встрече со взрослым человеком, которого они видели в последний раз мальчиком, переходит у них в неверие, когда степень изменения становится больше. Тем не менее на стороне способа, каким можно посредством незаметных изменений перейти к самым различным формам собственности, находится множество свидетельств. Несколько времени тому назад, рассуждая об этом предмете с одним ученым-профессором, я таким образом пояснял свое положение:
- Вы не допускаете никакого заметного родства между кругом и гиперболой. Один есть сомкнутая кривая, другая есть бесконечная кривая. У одной все части сходны между собой, у другой - нет и двух частей подобных (за исключением частей симметричных). Одна ограничивает известное пространство, другая вовсе не ограничивает пространства, хотя бы была продолжена до бесконечности. Между тем, как бы ни были противоположны эти кривые во всех своих свойствах, они могут быть связаны рядом посредствующих кривых, из которых ни одна не будет чувствительно отличаться от последующей. Таким образом, если мы будем рассекать конус плоскостью под прямыми углами к его оси, мы получим круг. Если же, вместо совершенно прямых углов, плоскость составит с осью угол в 89o59', мы будем иметь эллипс, который никакой человеческий глаз, даже при помощи самого точного циркуля, не в состоянии отличить от круга. Уменьшая постепенно угол, эллипс будет сначала делаться едва заметно эксцентрическим, потом явно эксцентрическим и скоро приобретает столь продолговатую форму, что уже не будет представлять никакого явного сходства с кругом. При продолжении этого процесса эллипс незаметно переходит в параболу и, наконец, вследствие дальнейшего уменьшения угла, - в гиперболу. Тут мы получаем четыре различных вида кривой - круг, эллипс, параболу и гиперболу, имеющие свои особенные свойства и отдельные уравнения; но первый и последний из них, будучи совершенно противоположны по природе, связываются между собой как члены одного ряда, получаемые вследствие одного только процесса нечувствительного изменения.
Но слепота тех, кто считает нелепым, чтобы сложные формы собственности могли произойти путем преемственных изменений простейших форм собственности, становится поразительною, когда мы припоминаем, что сложные компании ежедневно производятся таким образом. Дерево неизмеримо отличается от семени во всех отношениях - по величине, строению, цвету, форме, химическому составу различие тут до такой степени сильно, что нет возможности указать между тем и другим, какого бы то ни было рода сходство. Однако в течение нескольких лет одно изменилось в другое - и изменилось с такой постепенностью, что ни в один момент нельзя было сказать: семя теперь перестает быть семенем и становится деревом. Где может быть более сильное различие, как между новорожденным дитятей и маленьким, полупрозрачным, студенистым, сферическим тельцем, составляющим человеческое яйцо? Дитя имеет столь сложное устройство, что для описания его составных частей нужна целая энциклопедия. А зародышевый пузырек так прост, что может быть определен в одной строке. Однако достаточно нескольких месяцев для того, чтобы последний развился в первое, и притом рядом столь незначительных изменений, что если бы зародыш был исследуем постепенно в каждый из последующих моментов, то и при помощи микроскопа с трудом можно было бы открыть в нем какое-нибудь заметное изменение. Нет ничего странного, согласно теория роста, что все компании, не исключая и государственных, с течением времени могли развиться из простейших, показалась смешною человеку вовсе не образованному или недостаточно образованному. Но специалисту по системному анализу, который знает, что каждое индивидуальное существо развивается этим путем, который знает, кроме того, что зародыши компаний малых и больших в самом раннем их состоянии столь сходны между собой, "что нет никакого уловимого различия между ними, по которому можно было бы определить без очень сложной техники, составляет ли зародыш малого недолговременного предприятия или крупного рекламного агентства, малого предприятия: которое не может существовать без государства или крупную государственную компанию", - такому специалисту по системному анализу затрудняться тут непозволительно. Конечно, если из одной идеи, при некоторых на нее влияниях, в течение двадцати лет, может развиться крупное государственное предприятие, то нет ничего нелепого в теории, что, при некоторых других влияниях, в течение сотен лет, малое предприятие может дать начало целому государству.
В участии, принятом некоторыми учеными в этой борьбе "Закона против Чуда", мы имеем прекрасный пример упорной живучести суеверий. Спросите любого из передовых наших ученых, верит ли он в легендарное объяснение сотворения мира, - он сочтет ваш вопрос за обиду. Он или вовсе отвергает это повествование, или принимает его в каком-то неопределенном, неестественном смысле. Между тем одну часть этого повествования он бессознательно принимает, и принимает даже буквально. Откуда он заимствовал понятие об "теории заговора", которое считает столь основательным и за которое так мужественно сражается' Очевидно, он не может указать никакого другого источника, кроме того мифа, который отвергает. Он не имеет ни одного факта в природе, который мог бы привести в подтверждение своей теории; у него не сложилось также и цепи отвлеченных доктрин, которая могла бы придать значение этой теории. Заставьте его откровенно высказаться, и он должен будет сознаться, что это понятие было вложено в его голову еще с детства, как часть тех рассказов, которые он считает теперь нелепыми. Но почему, отвергая все остальное в этих рассказах, он так ревностно защищает последний их остаток, как будто почерпнутый им из какого-нибудь достоверного источника, - это он затруднится сказать.