Кризис,
образование с участием лошадей и яхт.
Первый
заместитель руководителя администрации президента России Владислав Сурков в
интервью российскому еженедельнику "Итоги" сказал, что понимается под
понятиями "модернизация" и "инновации"
«В
данном случае слово "модернизация" - термин в достаточной мере
условный. Если перевести его буквально, то это "осовременивание".
И здесь, как уже не раз говорил президент, подразумеваются два направления
работы. Первое - это непосредственно модернизация, то есть подтягивание
экономики до современного уровня. Все мы знаем, что машины, которые мы
производим, наши дороги, бытовые условия и так далее - все это весьма далеко от
современных стандартов Западной Европы или Северной Америки. Все мы знаем и то,
как низка у нас энергоэффективность. Выйти хотя бы на
приличный уровень развития нормальных стран - это и есть первая часть нашей
работы. Конечно, тут надо видеть проблему: понимать, какие именно технологии
нам нужны, где их взять. Но это не так сложно - были бы деньги...
Вторая
часть куда сложнее. Ее можно было бы назвать футуризацией,
да ведь дело не в изобретении новых терминов. Она требует создания особого
культурного и психологического климата. Это, собственно говоря, и есть путь
инновационного развития. Под инновациями мы понимаем не копирование уже
имеющихся образцов, а создание принципиально новых технологий. Они либо
существенно улучшают те или иные полезные вещи, либо меняют фундаментально
целые отрасли или сегменты социума - создают новые рынки, новую культуру
производства, новый образ жизни, новые виды товаров и услуг. Яркий пример -
Интернет, породивший принципиально новое отношение и к знаниям, и к
технологиям, и к торговле, и к финансам, и даже к политике. То есть фактически новый цивилизационный тренд.
Короче
говоря, вторая часть работы куда более сложная, поскольку наше общество пока не
является заказчиком инноваций. Мы сырьевая страна не только по сути экономики,
но и по нашей ментальности. Отечественный бизнес все еще не ориентирован на
понимание того, что главным конкурентным преимуществом являются уникальные
знания или технологии.»
Что
же явилось причиной новых веяний в мыслях руководства страны?
Это без сомнения политический, экономический, социокультурный кризис, в котором оказалась Америка,
является своеобразным концом той цивилизации, что мы знаем. После конца и
гибели этой цивилизации начнется совершенно другая, по-другому и иначе
устроенная реальность, абсолютно не совпадающая с имеющимися у нас в настоящее
время понятиями.
Речь,
конечно же, не идет просто о переходе от однополярного
к многополярному миру. Речь идет о новом типе лидерства и новом типе
ответственности тех, кто готов на себя это лидерство взять. Скорее всего, это
лидерство еще придется и вырывать из рук сегодняшнего американского
истеблишмента, который тащит страну и мир к развалу.
Основываясь
на базовой мифологии современной западной культуры, которая все больше и больше
приживается в России и содержит в себе миф о том, что душа человека есть
сущность, отдельная от его тела. Западная литература и мифология пестрит
сюжетами о переселении сознания в другое тело. Психика мыслится западным
человеком как потенциально отделимая от соматики,
несмотря на то, что это полностью противоречит чувственному опыту. За пределами
мифа никто не видел ни переселенной в новое тело души, ни души, отделенной от
тела. И все же мир западной культуры и бытовой мифологии населен привидениями,
а псевдонаучные издания наводнены сенсациями об измерении очередным спекулянтом
от науки то веса, то иного параметра «души», «тонкого тела» и прочих причуд
западной мистики.
В
результате у западного человека выработалось глубокое невнимание к собственному
телу, отношение к нему, как к чему-то чуждому. Восприятие тела как машины, с
которой временно и не совсем обязательно связана твоя психика, заставляет
человека относиться к своему телу с налетом пренебрежения. Соматические
заболевания воспринимаются как нечто внешнее по отношению к собственной
психике. Их лечение предоставляют внешнему оператору, врачу, но западному
человеку даже и в голову не приходит работать с этим заболеванием, восприняв
его как часть себя.
Чем
в большей степени человек закрепощен телесно, тем более он закрепощен
психически. Чем менее человек уделяет внимание своему телу, чем менее способен
владеть им, тем в большей степени он поддается закрепощению со стороны внешних
факторов, сил, воздействий, воль.
В.Киселев,
руководитель клуба «Гусар» полагает, что характер создает защиты против
беспокойства, которое вызвано в человеке интенсивными духовными чувствами,
сопровождающимися страхом наказания. Первая защита против этого страха — подавление,
которое временно обуздывает духовные импульсы. По мере того, как защиты становятся
постоянными и автоматически действующими, они развиваются в характерные черты. Киселевское представление о характерных чертах включает все
подавляющие защитные силы, организованные в более или менее связный
с лошадиной душой или духом ветра.
На
разрешение проблемы регресса В.Киселев постоянно старался дать ученикам осознать
их характерные черты. Он часто имитировал их характерные черты или позы на
лошади, просил самих учеников повторять или преувеличивать штамп поведения —
например, нервную посадку. Когда ученики перестают принимать свой характерный
способ поведения как само собой разумеющийся, их мотивация к изменению
возрастает.
В.Киселев
полагал, что каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую
позу, и что характер индивидуума выражается в его теле в виде мышечной
ригидности. В.Киселев начал прямо работать с расслаблением тела в соединении с
аналитической работой. Он обнаружил, что расслабление тела помогает процессу
управления лошадью. Тренерская работа В.Киселева все более перемещалась в
освобождение эмоций (удовольствие, гнев, волнение) посредством работы с телом.
Он находил, что это ведет к гораздо более интенсивной адаптации ученика.
В.Киселев
начал с применения техники характерного анализа к физическим позам. Он
анализировал в деталях позу ученика и его физические привычки, чтобы дать
ученикам осознать, как они подавляют жизненные чувства в различных частях тела.
В.Киселев просил учеников усиливать определенный зажим, чтобы лучше осознать
его, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая связана в этой части тела. Он
увидел, что только после того, как подавляемая эмоция находит свое выражение,
ученик может полностью отказаться от хронического напряжения или зажима.
Постепенно В.Киселев начал прямо работать с зажимаемыми мышцами, усаживая
учеников на лошадь, чтобы высвободить связанные в них эмоции. Им были созданы
способы для снижения постоянного напряжения в каждой общине мышц, которые в
результат на физиологическое влияние высвобождали камуфлированные ими влечения.
В.Киселев
пришел к выводу, что тип характера - как способ регуляции стресса, формируется
с младенчества в течении всей жизни и запечатлевается
в особенностях структуры и функционирования тела, «кодируется» в эмоциях и
чувствах, которые переживает
человек. И именно тип характера выражается в
особенностях поведения, отношений и набора проблем, с которыми мы имеем дело в
течении всей своей жизни. Фактически, здесь дается
ответ на вопрос: «Почему я такой?» и что можно с этим сделать, как изменить
себя. Если бы все учителя были знакомы с этой областью знаний и умений, то
затруднений в воспитании у них было бы меньше.
В
младенчестве роль воспитания характера играют родители, беря ребенка на руки,
поглаживая или наказывая его шлепком, в более зрелом возрасте такую роль может
выполнять лошадь или парусное судно в сочетании с ветром. Они своим поведением
награждают за правильное отношение к себе и наказывают за неправильные
действия.
Рефлексия
в совокупности с отработкой "правильных" движений инициирует начало
изменений в структуре отношений с миром в движении в сторону большей
аутентичности, большего соответствия своей сути и сути вещей. В ходе занятия на
лошади или яхте, ученик безошибочно определяет какое из его
движений было правильно, а какое нет. Развитие этого чувства
"правильности" является очень важным, поскольку оно может быть в
дальнейшем экстраполировано и на другие способы действования
в мире. К.Дюркхайм в этой связи говорит о выработке
особого органа бытийной чувствительности, или, что тоже самое,
чувствительности к собственной сути.
Чаще
всего эти техники используются в группе в целях обучения физической и
чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического
напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции.
В.Киселев
понял, что групповое обучение - одно из самых перспективных направлений
современной педагогики, позволяющее работать с большим количеством учеников
одновременно, использовать динамику одного ученика для продвижения многих,
увеличивая потенциал их личности, раскрывая его, давая поддержку. Однако для
ведения групп учителю прежде всего следует провести
огромную работу над собой, необходимо освоить и изучить: Групповую динамику, ее
этапы, виды, особенности протекания в различных группах. Стадии развития
группы. Групповые роли. Позиция учителя, стили ведения группы, соотношение
активности и пассивности учителя.
Эти
задачи могут быть решены только путем повышения чувствительности к себе, к
другому человеку, умение понять и передать свое эмоциональное состояние и
"войти" в эмоциональное состояние другого, полноценное взаимодействие
с другим - это общие задачи
для всех видов профессий, связанных с непосредственным контактом с людьми
(психологов, преподавателей, врачей, актеров и др.). Каждому человеку, тем
более представителям таких профессий необходимо сформировать в себе
определенные навыки. Полноценное общение невозможно без так называемой "обратной
связи". Человеку всегда важно знать, насколько его поняли, насколько его
приняли со всей информацией, которую он хочет донести, насколько он сам
правильно понял, увидел, услышал то, что ему сообщили. Часто при общении
принимается во внимание только вербальный его компонент, однако человек всегда,
осознает он это или не осознает, говорит еще и телом. И именно этот
"невербальный" язык может быть и информативнее и даже правдивее (в
случаях, когда вербальные и невербальные проявления расходятся или противоречат
друг другу). Представьте себе трех человек, каждый из которых говорит вам:
"Я очень рад вас видеть". Первый из них говорит скороговоркой, пряча
глаза и напряженно поднимая плечи. Второй - откинувшись на стуле, заложив ногу
на ногу, скрестив руки на груди и с "каменным" выражением лица.
Третий с улыбкой и "светящимися" глазами, с устремленным
"навстречу" вам телом.
Только
тогда появится новый цивилизационный тренд. Только тогда Россия сможет стать лидером, когда сама возродиться,
но духовное возрождение России невозможно без научного прогресса в области
психологических и педагогических наук, принимающих непосредственное участие в
формировании и воспитании личности гражданина России, в управлении процессами
ее социализации, профессиональной подготовки и приобщения к высшим
общечеловеческим, национальным культурным, научным и духовным ценностям.
Государственные образовательные стандарты, реализуемые ныне в России,
направляют этот процесс лишь в рамках формальной организации образовательной
деятельности, стандартизируя и обезличивая индивидуальные творческие достижения
ученых и конкретные результаты исследований.
Для
создания особого культурного и психологического климата еще в советское время
С.П. Никаноров писал: "Организация сможет развиваться в современных
условиях, если руководители и специалисты применят диктуемые теоретическими
конструкциями необходимые формы деятельности. Навыки работы приобретаются в
условиях дисциплины системной схемы. Конвенциональный характер организаций,
опирающийся на коллективное понимание намечаемых перестроек, подкрепленный
правовыми нормами, должен стать общераспространенным явлением.
Совершенствование
организаций на основе теории систем требует от руководителей и исполнителей
способности воспринимать и активно использовать концептуальную схему. Он
требует концептуального (или теоретического) мышления в повседневной
деятельности. Это очень сложная задача, в решении которой ведущую роль должны
сыграть организации, занимающиеся подготовкой и переподготовкой специалистов, в
особенности те, которые подготавливают профессиональных руководителей."
Пришло
время, и появилась уникальная возможность согласовать усилия всех действенных
людей. Реальные управленцы – предприниматели, директора, консультанты,
финансисты, представители власти – объединяют свои сильные стороны в решении
конкретных проблем конкретных предприятий, на деле добиваясь остановки падения
и повышения прибыли.
Результативная
поддержка реализуется для каждого, кто готов меняться в соответствии с
изменившимися условиями и прикладывает к этому достаточные усилия. Управленец
делает шаг к сотрудничеству, достигает значимого для себя результата, проявляет
партнерам свою готовность приложить достаточные для общего успеха усилия, и
лишь после этого становится очевидной целесообразность следующего совместного
шага.
21
октября 2009 года на встрече в Кремле с представителями предпринимательского
сообщества президент РФ Д.А. Медведев сказал: «Дальше так жить не следует, если
сами себя не изменим, новый кризис многие из компаний, которые сегодня здесь
представлены, похоронит».