Способ выживания банка в период кризиса
Недавно МВФ опубликовал
базу данных по системным банковским кризисам за 1970-2007 гг. Системный кризис
— это кризис, охватывающий всю банковскую систему или ее большую часть, а не ограничивающийся
проблемами в отдельных банках. За последние 27 лет в мире произошло 124 таких
кризиса, из которых 43 были двойными кризисами, т. е. сопровождались
девальвацией национальной валюты, а 10 — тройными кризисами, во время которых
имел место дефолт по государственному долгу.
Кризисы
в этот период происходили как в развитых, так и в развивающихся странах, причем
последствия для развивающихся стран были гораздо более жесткими, чем для
развитых. К примеру, в среднем в
развитых странах в период банковского кризиса было около 18,7% необслуживаемых
кредитов, а в период двойного кризиса — 13% (впрочем, в развитых странах широко
распространены плавающие курсы, поэтому двойные кризисы в них случаются реже).
В развивающихся странах соответствующие цифры составляют 18,8% и 31,5%. Темпы
роста ВВП в развитых странах в период банковского кризиса составляли около 0% и
-2,8% в период двойного кризиса. В развивающихся странах падение было гораздо
более значительным: -16% и -6,2%.
Большие потери развивающихся стран, видимо, связаны с глубиной кредитного
сжатия, происходящего в результате кризиса. В чисто банковских кризисах в
среднем по развитым странам наблюдался даже рост банковских активов со 122% до
128% ВВП. Двойные кризисы приводили к сокращению активов в среднем с 71,14% до
70,75% ВВП. В развивающихся странах кредиты к ВВП сократились
в среднем с 33,6% до 30,3% в простом банковским кризисе и с 61,45% до 50,5% в
двойном кризисе.
Серьезнейшие проблемы текушего кризиса накапливаются собственно в корпоративном
секторе. Это хорошо видно на примере текущей ситуации в США, где, несмотря на
меры по увеличению ликвидности в системе и несмотря на
то, что многим банкам удается получить новый капитал, продолжают ухудшаться
условия кредитования для всех типов заемщиков. Банки опасаются того, что их
риски возрастут, так как клиенты уже имеют слишком большой объем кредитов или
переживают падение спроса на свою продукцию. И это касается как отечественных,
так и иностранных банков, которые были в последние годы основными кредиторами
крупных российских компаний.
Действия Буша, Полсона, европейцев порой они напоминают попытки тушить
пожар керосином. По сути, они печатают все больше денег и национализируют все
больше плохих долгов. Такими мерами можно, конечно, стабилизировать финансовый
рынок и спасти придворные банки, но ценой еще больших проблем в ближайшем
будущем. Их следствием неизбежно станет девальвация доллара и рост инфляции.
Если, конечно, американцы не снизят вдвое свои бюджетные расходы, что едва ли
возможно. Вместе с тем в их действиях есть один важный позитивный элемент,
который отсутствует в планах наших денежных властей - резкое ужесточение
ответственности руководителей банков и финансовых компаний.
Долг реального сектора
российской экономики оценивается в 857 млрд
долл., из них 187 млрд долл. компании должны
иностранным банкам, 116 млрд долл. Приходится на
обязательства по еврооблигациям и 554 млрд долл. –
это задолженность перед российскими кредиторами. Правительство РФ приняло меры
по предотвращению дефолтов и решению проблем с рефинансированием задолженности
стратегически важных для страны отечественных компаний. Очевидно, однако,
учитывая величину долговой нагрузки, что многие из торгуемых компаний будут
вынуждены привлекать новое финансирование, а в некоторых случаях и продавать
свои активы или капитал".
Если бы российские
кампании имели возможность получать долгосрочные кредиты от собственных
денежных властей, то им не пришлось бы искать их за рубежом. А в результате
бессмысленной политики изъятия из российской экономики денег в Стабфонд
возникла абсурдная система саморазорения: государство
размещало свои деньги за рубежом ДЕШЕВО, а его же предприятия вынуждены были
занимать их там же, но ДОРОГО. Из-за этого экономического идиотизма
страна теряла по $25 млрд. каждый год, российские банки теряли лучших клиентов,
которые стали заложниками зарубежных кредитов.
На втором Всероссийском
конгрессе ипотечных и кредитных брокеров директор департамента ипотечных и
розничных продуктов ЗАО АКБ "Абсолют-Банк" Эмиль Юсупов сказал, что
золотые времена ипотечных кредитов для населения, когда для заключения договора
было достаточно внести 5% от суммы, истекли. Малообеспеченные граждане, которые
представляют наибольший риск для банков, особенно при таких дорогостоящих
кредитах, как ипотечные, таким образом практически
полностью лишились возможности улучшить свое жилищное положение. По словам
Эмиля Юсупова, теперь недопустима и такая "вольность" как
предоставление справок о доходах от предпринимателей в свободной форме. Ныне в
обязательном порядке - справки 2-НДФЛ и декларации о доходах частного
предпринимателя. К наемным работникам ныне также предъявляются повышенные
требования ввиду высокого риска потери работы в свете общего сокращения штатов.
При этом и доля ежемесячного платежа, которая раньше могла составлять 50-55% от
ежемесячной зарплаты, теперь строго не может быть больше 40%.
1)
Как банки будут
выходить из сложившийся ситуации?
Нужно работать и качественно обслуживать своих клиентов.
2)
Намечаются уже какие то слияния или поглощения?
Скорее всего да. Но узнаем мы о них по факту.
1)
Появятся ли какие то новые продукты на рынке?
Новые продукты появляются часто, например, БСЖВ внедрил страховку банковской
карты "Дефанс".
2)
На сегодняшний
день предложений по ипотечному кредитованию у региональных банков нет. Они
обслуживают ранее выданные кредиты, а также зарабатывают на других продуктов.
Со стабилизацией ситуации на рынке и прочих благоприятных условиях они вновь
займут прежнюю нишу.
3)
Как определить
надежность банков? Те банки, которые по-прежнему не отказываются от ранее
предлагаемых продуктов, пусть и с некоторой обоснованной корректировкой условий
- они навряд ли уйдут с рынка, и точно не
"рухнут". Более мелкие игроки, скорее всего, так или иначе свернут
активную деятельность, возможны слияния.
4)
Ввести
мониторинг финансового состояния предприятий;
5)
Часть
накопленных валютных резервов использовать для субсидирования импорта новых
технологий, патентования российских изобретений за рубежом, приобретения
зарубежных активов для достройки технологических цепочек и организации
международной кооперации в производствах нового технологического уклада.
В условиях масштабного
кризиса банки вынуждены менять стратегию
Кредитомания в России
сходит на нет. И дело даже не в том, что желающих
упрочить свое материальное положение за счет заемных средств
становится меньше. Согласно прогнозам, рынок потребительского
кредитования будет по-прежнему демонстрировать стабильные темпы роста. Однако
отечественные банки вынуждены тщательнее отбирать заемщиков и более консервативно
подходить к предлагаемым кредитным продуктам. Как следствие – столь популярные экспресс-кредиты и считавшиеся
ранее безрисковыми кредиты под залог исчезают из
продуктовой линейки многих отечественных банков.
Кредитные
организации и дальше готовы бороться за клиента, но большую опасность для
российских банков сегодня представляет ухудшение качества активов. "Из-за
дефицита фондирования и ликвидности банки предпочитают переждать это нелегкое
время с большим объемом средств в наличных деньгах и высоколиквидных активах.
Другими словами они меняют текущую выгоду, упуская часть возможной прибыли, на
сохранение своего существования в случае возникновения непредвиденных
ситуаций", – говорит аналитик ИК "Арбат Капитал" Михаил Завараев.
Риски ведения
банковской деятельности возросли существенно, поэтому банки предпочитают
воздержаться от потребительского кредитования, где просрочка платежей
традиционно выше. Тенденция переключения на корпоративных заемщиков начала
просматриваться еще с прошлой осени. "Безусловно, текущий кризис заставит
пересмотреть свое отношение к банковскому бизнесу не только зарубежные
финансовые институты, но и российские банки – всегда лучше учиться на чужих
ошибках", – полагает эксперт.
Кроме того,
ухудшение кредитного портфеля связано также и с тем, что кризис ликвидности
ударил и по заемщикам – он вызывает напряжение в работе клиентов, которые не
могут вовремя возвратить кредиты. Все эти факторы привели к очевидной смене в
приоритетах крупнейших игроков рынка, а также представителей второго и третьего
эшелонов, которые начали пересматривать свои кредитные продукты.
По итогам первого квартала
2008г. объем розничного кредитного портфеля БИНБАНКа
вырос на 10% и составил 12,9 млрд
рублей (по состоянию на 01.04.2008г.), что на 112,3% превышает прошлогодний
показатель. На сегодняшний день структура розничного кредитного портфеля
выглядит следующим образом: на долю потребительских кредитов приходится 42,9%, автокредитов – 26,5%, ипотечного кредитования – 26,7%.
Оставшиеся 3,9% - это кредитные продукты на базе банковских карт (кредитные
карты и карты с лимитом овердрафта). Объем розничного пассивного портфеля
БИНБАНКа равен 26,7 млрд рублей. На долю рублевых вкладов приходится
около 85,1% всех привлеченных средств частных вкладчиков и 14,9% на валютные
депозиты. Наибольшая доля всех срочных вкладов БИНБАНКа
(62,4%) приходится на депозиты сроком от 6 месяцев до года. Объем срочных
вкладов частных клиентов на 1 апреля 2008 года составил 22,6 млрд рублей.
Отметим, что в
октябре Fitch понизило прогноз рейтинга Бинбанка с «позитивного» на «стабильный», а S&P — со «стабильного» на «негативный»
Рассмотрим подробнее
возможности совместной работы кредитных брокеров и коллекторов и начнем с
наиболее перспективного, но пока малообсуждаемого
направления – создания кризисных консультационных центров для должников.
Как показывает зарубежный опыт и анализ уже существующих в России тенденций,
подобные организации являются необходимым элементом системы кредитования. Примеры эффективного развития «цивилизованного антиколлекторства»
демонстрирует Великобритания, где существуют как некоммерческие (Credit Action, Consumer Credit Counseling Service (CCCS), так и
вполне коммерческие кризисные центры (Payplan и др.).
Российскими тенденциями, которые предопределяют актуальность появления
организаций описываемого типа, являются некоторое недоверие к коллекторским агентствам, которые хотя и ведут
консультационную работу, обладают не совсем подходящим для нее имиджем.
Деятельность кризисных
консультационных центров для должников сводится, прежде всего, к
профессиональным советам по нахождению денежных средств на погашение
задолженности и согласованию компромиссных вариантов возврата долга (банк
отказывается от чрезмерных штрафных процентов, а должник прекращает уклонение).
Такого рода услуги, как правило, до возникновения сложностей оказывают
кредитные брокеры. Дополнительными услугами кризисных центров могут быть:
психологическая помощь, советы по трудоустройству и защите прав должников.
Коллекторские агентства при организации кризисных консультационных
центров могут быть полезны, прежде всего, в части организации конвейерной,
максимально формализованной работы, предоставлении услуг call-центра. Также
важна возможность простого направления части должников, которых можно назвать
«жертвой обстоятельств», в кризисные консультационные центры.
Кризисные консультационные
центры могут создаваться на различной базе. Как показывает мировой опыт,
востребованы как некоммерческие организации, возникшие на базе банковских ассоциаций,
так и полностью ориентированные на прибыль компании.
Борьба за
клиента и, как следствие, появление в ассортименте банков программ беззалоговых экспресс-кредитов
с привлекательными условиями – это нормальная ситуация для молодого
быстрорастущего рынка, говорит директор коммерческой дирекции по развитию
бизнеса и банковской сети, член правления банка «Сосьете
Женераль Восток» Иван Анисимов. Однако в условиях
масштабного кризиса банки вынуждены менять стратегию, и в первую очередь это
касается розничных кредитных экспресс-программ,
доля которых в портфеле банка является наиболее рисковой.
По оценкам КМБ-банка , потребности малого
бизнеса в финансировании удовлетворены не более чем на 25-30%. В ближайшие 3
года объемы кредитования возрастут в 3-4 раза, то есть с нынешних $50-55 млрд до 230-250 млрд. Это одно из самых прибыльных
направлений. Маржа по нему выше, чем по ипотеке и по крупным кредитам
корпоративным клиентам. В связи с этим вряд ли банки будут отказываться от
данного продукта, учитывая, что многие из них в нынешних условиях откажутся от
предоставления ипотечных кредитов. В течение 2009-2010 годов возможно даже
упрощение процедуры оформления кредитов. В целом из-за усиления конкуренции
между банками кредитование малого бизнеса будет более доступно широкому кругу
предпринимателей.
Для российских покупателей
и продавцов в условиях меняющегося рынка обсуждались на прошедшей 28 октября в
Москве конференции «Финансовый кризис: минимизация рисков и создание новых
возможностей В своем выступлении генеральный директор
«Интерфакс Бизнес Сервис» Михаил Матовников отметил,
что полноценная инвестстратегия позволяет
компании-клиенту точно определить свои шансы и перспективы на открытом рынке
капитала. Однако в условиях финансового кризиса реализация такой стратегии
затруднительна. Мешают две проблемы: сокращение издержек, начатое многими
компаниями, и неготовность инвесторов общаться с эмитентами.
Как рассказал вчера
генеральный директор «Ингосстраха» Александр
Григорьев, компания намерена пересмотреть стратегию и планы на будущий год.
Кроме того, не исключено сокращение персонала и бюджетов на развитие бизнеса.
Участники рынка отмечают, что «Ингосстрах» не
единственная страховая компания, которая в условиях продолжающегося кризиса
задумалась над своим будущим и минимизацией расходов.
Так, «Ингосстрах»
уже поменял структуру размещения депозитов. «Ранее у нас было 90
банков-контрагентов, где мы держали депозиты, теперь их 10. Среди них Сбербанк,
ВТБ, Газпромбанк и банк «Союз», – говорит Александр
Григорьев, – любой уважающий себя финансист делает сейчас подобные шаги. Г-н
Григорьев рассказал и об изменении планов на будущий год: «Если ранее на 2009
год мы рассчитывали на прирост в 20%, то сейчас
считаем, что в следующем году прироста бизнеса может и не произойти» – и
добавил, что сейчас склоняется к решению «порезать все планы на 30%». «Нас ждет
замедление темпов роста, увольнения, снижение маржи, – считает г-н Григорьев. –
Банковский канал продаж (10% премии «Ингосстраха».
– РБК daily) уже встал».
В ритейле
и банковском секторе особенно необходим грамотный финансовый PR. Например, если
банки начнут объяснять, как борются с проблемными кредитами, от них уйдут все
вкладчики. Поэтому ключевая задача – сегментация аудитории, с которой нужно
работать», - пояснил М. Матовников.
Он также отметил, что
сегодня появляется возможность работать с фондами частных инвестиций. При этом
не стоит забывать, что использование подобных фондов несет за собой риски.
Но главное - информация,
адресованная инвестору, должна бить точно в цель. «Необходимо отвечать
ожиданиям инвестора и убеждать в реалистичности проекта. Ставка должна делаться
на уже готовую команду, которая уже сегодня способна реализовать проект. Одна
из ошибок компаний в том, что они представляют проект, а потом в течение двух
месяцев формируют команду, решая проблему за счет замен», - пояснил эксперт.
Как отметил партнер Salans
Москва Тодд Цулиба, общая
тенденция в современных условиях будет меняться. Если до кризиса в доминантном
положении находился продавец, проявляющий достаточно агрессивную позицию, то
сегодня смещение на рынке происходит в пользу покупателя. До кризиса любые
сделки на рынке совершались в интересах продавца, сегодня интерес к покупкам
снижается. По его мнению, очень важно определить, какие возможности есть у
покупателя на российском рынке и каким образом инвестор может разместить свои
деньги.
Рассмотрим сказанное Тодд Цулиба на примере компании «Биостар», которая является компанией ориентированной на
рынок B2B4C (Business to Business for Consumer),
то есть предоставляющей организациям услуги для удовлетворения потребностей
конечного массового потребителя.
На ее сайте мы не встретим
упоминания о банковских услугах получаемых ими, об инвесторах, не встретим
стратегии, следовательно сегментация банковских услуг
на этом рынке отсутствует.
Биостар поставляет готовые решения для предприятий пищевой
промышленности. Предлагает не просто лучшие на рынке виды оболочки, упаковки и
отличные ингредиенты, а идеи и варианты воплощения готовых продуктов, которые
легко могут быть реализованы малым бизнесом.
Казалось бы должен
представлять огромный интерес для инвесторов, но не будет
пока не будет выработана стратегия, позволяющая гарантированно
вкладывать деньги. Кто должен вырабатывать данную стратегию? Вряд ли Биостар займется этим в период кризиса? Он согласно
приведенной выше информации будет стремиться сократить издержки, а банкиры не
поняли, что началась переориентация, что они являются продавцами банковских
услуг, что вырабатывать стратегию для Биостара, как
это не звучит парадоксально должны они.
Евгений Киселев
В статье использованы
материалы сайтов
http://www.vedomosti.ru/newspaper/blog_popup.shtml?2008/10/13/164425
http://www.kp.ru/daily/24190.4/397313/print/
http://www.banki66.ru/konference/crizis/page2/
http://bankir.ru/analytics/classic/kredit/352/170207
http://www.nashidengi.ru/issues/3325/krediti/
http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=50056452&ct=comments
http://www.rbcdaily.ru/2008/10/14/finance/385241
http://allinsurance.ru/AllDocs/INFO-7KP795231008964?opendocument