На предыдущую страницу

 Вернуться в повесть John Kiss «Штурман ждет ответа»

Адамовы дети

– нечистая сила; домовые, лешие и т.п.
«Атчаво ета лисавыи завялись, вадяныи, палявыи, дамавыи? Ета ат дятей Адамовых, что он посовестился Богу показать за тым, что яго жонка целую араву нарадила» (Смол.).
Название восходит к апокрифической легенде о детях Адама и Евы, появившихся на свет после грехопадения: «Показать их всех на свет Божий Адаму было стыдно, и потому он скрыл их в избе, в бане, в риге, в лесу и в воде, а Бог за эту скрытность сделал так, чтобы дети праотца навсегда и остались в местах сокрытия, где живут, размножаясь подобно людям» (Олон.).
В Смоленской губернии рассказывали, что Ева посоветовала Адаму, прежде чем идти к Богу, спрятать часть детей в камышах: «Как шел Адам от Бога, думаить: “Дай зайду, вазьму сваих дятей у камыши!”
А их ужу там и звания нет, - паложим сабе яны не пропали, а заделались силый темный: хазяевами па дамам, лясавыми па лесам – иде которому Бог жить произвел».
В названии «Адамовы дети» народное переосмысление библейского повествования объединилось с представлениями крестьян о сонме нечистых (домовых, леших, банников) как об особых, «потаенных людях», предках, покойниках. Они связаны разнообразными (родственными, договорными и т.п.) отношениями с теми сверхъестественными силами и существами, которые, согласно еще дохристианским верованиям, наполняют весь мир – землю, воды, леса.
В. Даль дополняет, что Адамовы детки - «все люди в смысле грешников» <Даль, 1880>.

 

Желающие сотрудничать в создании данного сайта

просьба присылать свою информацию

Email:johnkis@narod.ru

 

Хостинг от uCoz