Вернуться
в повесть John Kiss «Штурман ждет ответа»
Адамовы дети
– нечистая сила;
домовые, лешие и т.п.
«Атчаво ета лисавыи завялись, вадяныи, палявыи, дамавыи? Ета ат дятей Адамовых,
что он посовестился Богу показать за тым, что яго жонка целую
араву нарадила» (Смол.).
Название восходит к апокрифической легенде о детях Адама и Евы, появившихся на
свет после грехопадения: «Показать их всех на свет Божий Адаму было стыдно, и
потому он скрыл их в избе, в бане, в риге, в лесу и в воде, а Бог за эту
скрытность сделал так, чтобы дети праотца навсегда и остались в местах
сокрытия, где живут, размножаясь подобно людям» (Олон.).
В Смоленской губернии рассказывали, что Ева посоветовала Адаму, прежде чем идти
к Богу, спрятать часть детей в камышах: «Как шел Адам от Бога, думаить: “Дай
зайду, вазьму сваих дятей у камыши!”
А их ужу там и звания нет, - паложим сабе яны не пропали, а заделались силый
темный: хазяевами па дамам, лясавыми па лесам – иде которому Бог жить
произвел».
В названии «Адамовы дети» народное переосмысление библейского повествования
объединилось с представлениями крестьян о сонме нечистых (домовых, леших,
банников) как об особых, «потаенных людях», предках, покойниках. Они связаны
разнообразными (родственными, договорными и т.п.) отношениями с теми
сверхъестественными силами и существами, которые, согласно еще дохристианским
верованиям, наполняют весь мир – землю, воды, леса.
В. Даль дополняет, что Адамовы детки - «все люди в смысле грешников» <Даль, 1880>.
Желающие
сотрудничать в создании данного сайта
просьба
присылать свою информацию
Email:johnkis@narod.ru